Влaсти Сaнкт-Пeтeрбургa приняли зa oснoву зaкoнoпрoeкт o фoрмирoвaнии фoндa крeaтивныx прoстрaнств. Сoвoкупнaя плoщaдь нeжилoй нeдвижимoсти пoд тaкиe прoeкты сoстaвит 20 тыс. кв. м. Чинoвники будут выдeлять нeoбxoдимыe пoмeщeния нa льгoтныx услoвияx. Oднaкo мнoгиe гoрoдскиe пaрлaмeнтaрии рaскритикoвaли эту инициaтиву, сoслaвшись нa oтсутствиe чeткoгo oпрeдeлeния тoгo, кaкую дeятeльнoсть мoжнo нaзывaть крeaтивнoй.
Для зaпускa нoвoй нормы вносятся поправки в два действующих городских закона: «О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург» и «О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург».
Суммарная площадь нежилых помещений, которые первоначально будут включены в Фонд креативных пространств, составит 20 тыс. кв. м. Власти города намерены сдавать эти площади на льготных условиях. Так, к основной арендной ставке будет применен понижающий коэффициент 0,01%. Исходя из этой формулы, будет рассчитываться стартовая цена, которая затем будет выноситься на аукционы на право заключения договора аренды.
По мнению Владислава Фадеева, руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, любые движения власти по снижению административных барьеров можно только приветствовать. «С другой стороны, не очень понятно, в чих интересах эти шаги, так как льготы предоставляются для компаний, занимающихся организацией креативной деятельности, то есть не для самих творческих мастерских, а для крупных арендодателей. Стоимость аренды помещений для креативных индустрий при этом будет определяться, исходя из рыночных реалий. Тем самым, именно в целях прибыли сравнительно крупных арендодателей и делается данный проект. Кроме того, непонятна цифра в максимальные 20 тыс. кв. м — по сути, речь идет об одном−двух крупных объектах. Вряд ли это позволит концептуально изменить ситуацию в данной сфере, за исключением привлечения конкретных инвесторов», — подчеркнул Фадеев.
В документе также прописано, что креативная деятельность по профилю должна соотносится с не менее чем двумя обозначенными федеральным законодательством кодам классификаторов по видам экономической деятельности.
Управляющий партнер Zenith Property Management Илья Андреев считает, что объективно оценить последствия внедрения этой льготы сложно, поскольку нет формального определения этого сегмента. «Точно могу сказать одно: включение любой относительно депрессивной территории, которая не используется по своему назначению и очевидно нуждается в реконцепции, — это всегда хорошее решение, каким бы способом это ни делалось. Что касается спорных моментов этой инициативы, в любом подобном предприятии могут быть коррупционные составляющие: льготирование — это выбор субъекта по неким критериям, и не всегда он может быть сделан в пользу лучшей идеи. Но, надеюсь, такие истории остались далеко в прошлом», — отметил Андреев.
Ранее законопроект обсуждался на заседании комитета по законодательству. В рамках заседания глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк сообщила парламентариям, что для включения в Фонд креативных пространств уже согласованы три объекта в городе. Два здания расположены в «Красном треугольнике», а еще одно находится на набережной Обводного канала. Также комитет уже предварительно сформировал перечень из десяти перспективных локаций, где могут расположиться креативные пространства.
По словам генерального директора Knight Frank St Petersburg Николая Пашкова, данный путь использования старого фонда — хорошая идея. «Мы видим, что независимо от инициативы городских властей, этот процесс уже сам по себе является достаточно значимым трендом на рынке недвижимости города. Привлечение различных креативных индустрий в старые депрессивные районы — это один из инструментов ревитализации для таких объектов. 20 тыс. кв. м — это немного, сейчас в городе больше объектов, которые таким образом можно было бы вовлечь в рыночный оборот. Однако нужно понимать, подходит или нет конкретное здание или локация для размещения креативных пространств. Одно дело, если здание будет в центре, а другое — если в Красном селе. Что имеет город в активе для создания креативных пространств? Например, у нас есть большой список зданий, где размещались те комитеты, которые переедут в «Невскую ратушу». Среди них есть объекты, весьма специфические по своим характеристикам или локации — их и следует в первую очередь рассмотреть для передачи в аренду для креативных индустрий», — анализирует Пашков.
Многие петербургские депутаты посчитали законопроект спорным. Так, член партии «Единая Россия» Алексей Цивилев заявил, что уже действующие креативные пространства арендуют помещения без каких либо льгот, так что новый закон создаст неравные условия для ведения бизнеса, навредив старым игрокам рынка.
Депутат от КПРФ, член парламентской комиссии по промышленности Ирина Иванова утверждает, что вместо креативных пространств в Северной столице откроются «торгово-креативные центры».
Справедливорос Александр Егоров указал на то, что при помощи нового закона не получится помочь малому и среднему бизнесу, так как в ходе торгов установленные льготы по интересным лотам могут испариться.
Глава фракции «Партии рост» Оксана Дмитриева, назвала концепцию законопроекта абсурдной. Она считает странным то, что понятие «креативная индустрия» пытаются определить в законе об арендной плате. «Определять «креативность» законодательно — все равно, что определять любовь и дружбу. Определить перечень креативных занятий через ОКВЭД — это полная чушь. Почему шитье обуви — это креативно, а изготовление шляп — не креативно? Потому что одни в комитет по инвестициям обращаются, а другие нет. Это избирательность и коррупция», — заявила она.
Как отмечает Альбина Ямалетдинова, управляющий партнер Rusland SP, в структуре общих затрат арт-предприятия расходы на аренду составляют довольно значительную долю. «И предоставление льгот на аренду помещений может качественно повлиять на развитие арт-кластеров в городе. При этом я на 100% согласна с замечаниями Оксаны Дмитриевой: не понятно, как через ОКВЭД будет определяться креативность арендаторов. Также открытым остается вопрос о качестве предоставляемых помещений. Здания в центральных локациях очень часто относятся к объектам культурного наследия. И приспособить такие объекты, не навредив им, может только профессиональный девелопер. Даже на территории «Красного треугольника» есть большое количество объектов культурного наследия с предметами охраны, к которым необходимо относиться очень бережно», — заключила специалист.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.