Финский ритeйлeр Kesko сooбщил, чтo вeдeт пeрeгoвoры o прoдaжe свoиx рoссийскиx DIY-мaгaзинoв «К-Рaутa». Приoбрeсти эти aктивы нaмeрeнa фрaнцузскaя Leroy Merlin. Сeйчaс в Рoссии у Kesko 14 гипeрмaркeтoв пo прoдaжe стрoитeльныx мaтeриaлoв и тoвaрoв для дoмa. Пoчти всe oни рaспoлoжeны в Сaнкт-Пeтeрбургe. При этoм рaнee финский кoнцeрн тaкжe был вынуждeн избывaться oт сeти продовольственных магазинов «К-Руока» в России.
О своих переговорах с Leroy Merlin концерн Kesko объявил 13 февраля. Однако пока стороны не говорят о том, на какой стадии находится этот процесс. Если ритейлеры закроют эту сделку, то для Leroy Merlin она станет первой операцией по поглощению чужого бизнеса в России. Ранее французская сеть наращивала свое присутствие на рынке исключительно при помощи самостоятельного строительства.
Елена Вишнякова, руководитель направления торговой недвижимости Rusland SP обращает внимание на то, что магазины Leroy Merlin и «К-Раута» достаточно удалены друг от друга и не создают эффекта «каннибализма». Все объекты и земельные участки, на которых они расположены, находятся в собственности финского ритейлера. Уровень конкуренции на рынке DIY объективно не слишком высок. В результате ухода «К-Раута» он снизится еще больше», — подчеркнула специалист.
Сеть магазинов «К-Раута» является последним активом финской компании в России. Kesko управляет 14 магазинами под этим брендом в Москве, Петербурге, Туле, Калуге и Ярославле. Выручка ритейлера в прошлом году увеличилась на 6%, достигнув 184 млн евро, однако в рублях упала на 5,8%. В четвертом квартале 2017 года продажи упали на 3,7%, до 44 млн евро (в рублях — на 2,8%), сообщает «Коммерсантъ».
Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управлениями активами и инвестициями NAI Becar, считает, что локации магазинов в Санкт-Петербурге у всех активов отличные — магазины «К-Раута», как и «К-Руока» располагаются на магистралях и транспортных артериях с удобными подъездами и просторными парковками, хотя и несколько удалены от жилых массивов. «Таким образом, французский ритейлер совершит хорошую сделку и, безусловно, усилит свое положение на рынке. Последнее время компания развивается и открывает новые объекты — приобретенные активы только усилят их портфель. Если еще какая-нибудь сеть, у которой есть несколько объектов, устанет от специфики российского рынка, то вероятность нового поглощения очень высока. Но практику Leroy Merlin могут использовать другие компании», — отметила Шарыгина.
Leroy Merlin сегодня является крупнейшим игроком DIY-ритейла в РФ. Исходя из информации базы «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Леруа Мерлен Восток» в 2016 году достигла 188,3 млрд рублей. Сеть развивает 75 гипермаркетов в различных регионах страны.
Анна Сигалова, директор департамента инвестиционных услуг Colliers International в Санкт-Петербурге, указывает на то, что 90% рынка DIY — это крупные торговые операторы, присутствующие в отдельно стоящих гипермаркетах. «Суммарная арендная площадь действующих сетевых DIY-гипермаркетов и магазинов товаров для дома составляет 386 тыс. кв. м. Крупнейшие операторы рынка, такие как Leroy Merlin, OBI, «К-Раута», «Петрович» и «Максидом», сохраняют свои лидирующие позиции в сегменте DIY и товаров для дома. Также в прошлом году рынок пополнился новыми игроками. Среди них — сеть товаров для дома «Галамарт» из Екатеринбурга, открывшая с начала года три магазина в торговых комплексах «Рио», «Международный» и «Меркурий». Сеть гипермаркетов «Максидом» вышла в новый для себя уменьшенный формат, арендовав в этом году 4 тыс. кв. м в ТРК «Гранд Каньон» — анализирует Сигалова.
Финский концерн уже несколько лет вынужден уменьшать свое присутствие в России. Так, в конце 2016 года Kesko за 11,4 млрд рублей продала ритейлеру «Лента» свои продовольственные гипермаркеты «К-руока». В сделку вошли 11 магазинов, большинство из которых расположены в Санкт-Петербурге, а также несколько земельных участков в Москве и Ленинградской области. После этого в компании сообщили, что продажа продовольственного бизнеса в России положительно повлияла на прибыль всей группы, так как магазины были убыточны.
Также летом 2016 года Kesko закрыла сделку по продаже своей компании «Иохастон», которая занималась в России развитием сети магазинов спорттоваров Intersport. Второй стороной в сделке выступила группа частных инвесторов. Покупатели планировали в будущем привлечь один из фондов для вложения средств в развитие сети.
Илья Андреев, управляющий партнер Zenith Property Management, говорит о том, что, все компании имеют определенные стратегии, которые они оценивают с точки зрения доходности, риска, дополнительных сложностей в управлении. «Вероятно, по какому-то из этих параметров российский бизнес Kesko не подошел, и они увидели перспективы на других рынках. Во-вторых, возможно, в их планах было «раскрутить» проект, дойти до нормы окупаемости, сделать неплохую выручку и продать дело крупному игроку. Наконец, еще одна возможная причина — реакция на колебания валют. Как мы видим, раз в пять лет у нас происходит резкое изменение стоимости рубля, что не лучшим образом отражается на валютно-финансовых результатах. Горизонт планирований у всех крупных транснациональных компаний — далеко за пределами пяти лет, и возможно, такие риски неприемлемы для иностранной компании», — заключил Андреев.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.