Влaсти Сaнкт-Пeтeрбургa прeдлoжили инвeстoрaм сoздaть в гoрoдe сeть из сeми тeмaтичeскиx пaркoв рaзличнoгo прoфиля. Прoeкты плaнируeтся рaзвивaть зa счeт чaстнoгo финaнсирoвaния. Oбщaя стoимoсть иx рeaлизaции oцeнивaeтся в 18-19 млрд рублeй. При этoм чинoвники Сeвeрнoй стoлицы oбeщaют бизнeсу всeстoрoннюю пoддeржку при стрoитeльствe парков. Эксперты называют данную идею чрезмерно амбициозной.
Комплексный проект уже утвержден на совете по инвестициям города. Смольный отмечает, что намерен следить за системностью и планомерностью создания парков. По мнению председателя комитета по инвестициям Ирины Бабюк, важно, чтобы участие города было полноценным в вопросах координации и контроля, пишет «Деловой Петербург».
Сейчас уже сформированы базовые финансовые концепции по каждому парку, а также найдены соответствующие земельные участки.
Стоит отметить, что город рассматривает различные варианты реализации проектов. Первый вариант — создание управляющей компании с присвоением статуса стратегического инвестпроекта. Это позволит выделить земельные территории под сооружение парков без проведения торгов.
Вторая схема будет реализована в случае, если власти смогут найти одного якорного вкладчика, который займется строительством всех парков. Тогда эта структура получит право на статус стратегического инвестора.
Третий вариант предполагает применение концессионной схемы. По словам авторов концепции, к проекту уже присматриваются различные инвесторы.
Создавать парки планируется в две стадии. Первая из них будет запущена уже летом 2018 года и завершится к 2022 году, когда планируется открыть парк аттракционов одного дня, развлекательно-образовательный парк и интерактивно-технический парк.
Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге, говорит: в целом в Санкт-Петербурге ощущается нехватка таких проектов, и многие приезжают в Финляндию и страны Прибалтики, в том числе чтобы посетить местные тематические парки. «Поэтому увеличение предложения в этом сегменте, безусловно, воспримется городом позитивно. В то же время важно понимать, что тематические парки — это затратный формат (и с точки зрения строительства, и с точки зрения управления) и главное — длительно окупаемый. В связи с чем для финансирования данных проектов необходимо привлечение одного или нескольких инвесторов, а количество игроков, заинтересованных в таких форматах, ограничено, тем более в России. В свою очередь привлечение зарубежных инвесторов как минимум потребует больше времени, поэтому реализовать часть объектов уже к 2020 будет затруднительно», — анализирует эксперт.
Затем к 2026 году свои двери должны распахнуть развлекательно-исторический парк азиатской тематики, парк для проведения фестивалей и шоу, этноремесленный и экстрим-парк. С учетом климатических условий большинство проектов будут крытыми.
По словам Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, инициатива по создания крытых объектов имеет как плюсы, так и минусы. «Этот формат ограничивает сами парки, а также увеличивает необходимый объем инвестиций, зато позволяет лучше эксплуатировать их круглый год, что в условиях местной погоды совсем не помешает. А появление новых объектов круглогодичной активности позволит приблизиться к достижению другой значимой городской цели – увеличению туристических потоков в низкий сезон. Развитие проектов городской структурой, скорее всего, осложнит развитие проекта. Если не предусматривается существенное госфинансирование, то лучше дать максимальную свободу частному инвестору — на весь комплекс парков или на отдельные парки. Как правило, частный капитал достигает большей эффективности в таких проектах, где важно не только создание качественного и интересного проекта, но и его дальнейшая эффективная эксплуатация», — отмечает Кокорев.
По данным компании McKinsey, которая сформировала общую концепцию, каждый парк в среднем ежегодно будут посещать около 1,5 млн человек. Окупаемость площадок в зависимости от формата составит от 6 до 10 лет.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко назвал предложение перспективным, а подход верным. По его словам, в городе данная сфера еще не слишком развита. Также чиновник предложил перенести «азиатский парк» на юг Северной столицы, а в Приморском районе создавать проекты «славянской направленности».
Ольга Шарыгина, управляющий директор центра развития недвижимости NAI Becar, считает, что в определенном смысле развитие проектов такого формата становится вызовом для бизнеса. «Они выгодны и привлекательны для города, но не так просты. Так, окупиться подобный проект сможет не ранее 10-15 лет, многие его функции сезонны, а спрос у посетителей обычно носит синусоидный характер. На старте проекта при правильно выстроенной стратегии продвижения наблюдается всплеск интереса к пространству, затем идет планомерный спад активности клиентов, а после, при правильном позиционировании, постепенное выравнивание спроса. Сезонность связана с тем, что в большей части такой объект представляет собой открытые пространства. Заявленная окупаемость через 6 лет выглядит весьма сомнительно», — подчеркнула Шарыгина.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.