Кoмпaния РЖД нaмeрeнa прoвeсти мaсштaбную рeкoнструкцию Пaвeлeцкoгo вoкзaлa в Мoсквe. Инфрaструктурный oбъeкт плaнируeтся рaсширить и мoдeрнизирoвaть. Сeйчaс РЖД ужe нaчaлa пoиск пoтeнциaльныx инвeстoрoв для рeaлизaции прoeктa. Тaкжe прeдприятиe активно изучает и моделирует различные финансовые концепции развития комплекса и формат его коммерческого наполнения.
В числе претендентов на участие в проекте — акционер «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев и ГК «Кортрос», входящая в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга», сообщает РБК.
После завершения переговоров с потенциальными партнерами РЖД сформирует техническое задание и проведет конкурс на выбор инвестора. Однако пока инфраструктурная монополия не называет даты перехода ко второму этапу развития проекта. При этом конкурс на реконструкцию Павелецкого вокзала планировалось организовать еще в начале 2018 года, но затем он несколько раз переносился.
На данный момент в качестве основного варианта сотрудничества с бизнесом РЖД рассматривает схему концессии. Исходя из ее условий, инвестор вложит в проект собственные средства, а затем получит обновленный вокзал в аренду, пишет издание.
Согласно одной из схем реконструкции, на втором этаже вокзала планируется открыть торговый центр, капсульную гостиницу, коворкинг, хостел, а также точки общепита. На третьем этаже, исходя из проекта, могут располагаться офисы, небольшой отель и спортивный зал.
Второй вариант реновации Павелецкого вокзала подразумевает удвоение площадей объекта. Это планируется сделать, возведя над путями многофункциональный пассажирский терминал суммарной площадью 37,9 тыс. кв. м. В состав терминала, исходя из плана реконструкции, войдут офисы, торговые площади и отель.
Юлия Токарева, руководитель департамента стратегического консалтинга Cushman &Wakefield, указывает на то, что второй вариант может быть более дорогостоящим, так как речь идет о строительстве дополнительных площадей вокзала и транспортной инфраструктуры, в этом случае возрастет нагрузка на инвестора проекта, и потребность в строительстве коммерческих площадей, которые помогут эту нагрузку сбалансировать, увеличится. «При этом с точки зрения создания коммерчески привлекательного проекта, проще будет создать площади, отвечающие современным стандартам, в новом строительстве, особенно, это касается офисных и гостиничных функций», — заключила эксперт.
По мнению Марии Онучиной, управляющего директора PM УК NAI Becar, модернизация Павелецкого вокзала уже давно назревала. «Вокзалы – это, прежде всего, высокий пассажиропоток. Это говорит о хороших перспективах торгового кластера. Прямое сообщение с аэропортом Домодедово сделает востребованной и гостиничную функцию. Вообще, размещать в зданиях вокзалов отели и качественный ритейл – хорошая мировая практика. Эти форматы гарантируют устойчивую заполняемость, а значит и доход. Офисная составляющая для Павелецкого вокзала также актуальна: хороший транспортный узел, кольцевая ветка метро, сложившийся деловой район. С одной стороны, для офисного формата это большой плюс. С другой, большой поток людей может отпугнуть компании, рассматривающие возможность аренды помещений», — рассуждает специалист.
Ни в одном из московских вокзалов пока нет встроенного полнофункционального отеля, как правило, они строятся рядом. В то же время в Европе формат, когда несколько объектов объединяются в одной локации и взаимно дополняют друг друга, довольно популярен. Это дает возможность посетителям, гостям и пассажирам комплекса перемещаться от одной части к другой, не выходя на улицу
По словам Татьяны Веллер, руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL, гостиничный рынок в районе Павелецкого вокзала насыщен классическим предложением различных категорий и высококонкурентен, поэтому вариант организации здесь полнофункционального отеля можно назвать менее перспективным. «В этой локации высокий ценовой сегмент представлен Swissotel, в верхнем пределе среднего работают Mercure и Courtyard by Marriott, в среднем – «ibis Бахрушина» и «ibis Павелецкая», а в сегменте эконом – недавно открывшийся Holiday Inn Express на Дубининской улице. Есть и довольно популярный несетевой отель Katerinа City, а также апарт-отель Adagio на Бахрушина. Также в районе строятся еще один ibis и Hilton Garden Inn. Отели хорошо загружены и работают по довольно высоким тарифам, но, учитывая все текущее и планируемое предложение, скорее имеет смысл сосредоточиться на сегментах, которые здесь пока не представлены, например, хостелы», — добавила Веллер.
Дирекция вокзалов также рассматривает проект модернизации вокзалов в Перми и Волгограде. Стоит отметить, что в 2018 году между волгоградским вокзалом и аэропортом начал курсировать «Аэроэкспресс». Новая транспортная нитка в будущем должна расширить пассажиропоток железнодорожного узла может на 10–20%.
Мария Дворецкая, директор по развитию бизнеса отдела стратегического консалтинга компании JLL, считает, что более привлекательным для девелопера станет вариант реновации Павелецкого вокзала, подразумевающий увеличение площадей объекта и, как следствие, расширение коммерческой части. «Новое, современное офисное здание заинтересует больше потенциальных арендаторов, чем помещения на 2-м этаже реконструируемого вокзала. В случае реализации этой идеи важно организовать отдельный вход, чтобы минимизировать пересечение потоков посетителей бизнес-центра и пользователей вокзала или метро. Павелецкий деловой район является одним из самых востребованных в Москве, уровень вакантных офисных площадей здесь в среднем ниже, чем по городу. Учитывая спрос и отсутствие в перспективе строящихся объектов, мы прогнозируем дальнейший рост ставок в этом районе. Сейчас в этой локации стоимость аренды в бизнес-центрах класса А составляет 28-34 тыс. рублей за 1 кв. м в год и 17-24 тыс. рублей за 1 кв. м в год в классе В+. Эти показатели выше только в Белорусском деловом районе или Кремля», — подчеркнула Дворецкая.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.