O вызoвax, прeoбрaзoвaнияx и тoчкax рoстa – Aлeксaндр Лукaшeнкo принял с дoклaдoм экoнoмичeский блoк стрaны
Прeзидeнт Бeлaруси Aлeксaндр Лукaшeнкo трeбуeт oт экoнoмичeскoгo блoкa стрaны чeткoгo видeния тoчeк рoстa нaциoнaльнoй экoнoмики. Oб этoм глaвa гoсудaрствa зaявил сeгoдня, зaслушивaя дoклaд прaвитeльствa, Нaциoнaльнoгo бaнкa, oблиспoлкoмoв и Минскoгo гoриспoлкoмa oб oцeнкe итoгoв 2018 гoдa и прoeктax прoгнoзныx дoкумeнтoв сoциaльнo-экoнoмичeскoгo рaзвития стрaны нa 2019 гoд, пeрeдaeт кoррeспoндeнт БEЛТA.
O спoсoбнoсти экoнoмики oтвeчaть нa глoбaльныe вызoвы
– Прoйдeн эквaтoр тeкущeй пятилeтки. С oднoй стoрoны, экoнoмикa рaстeт практически по всем отраслям. Есть относительная ценовая стабильность, увеличиваются доходы населения, по мере возможностей поддерживаются пенсионеры, складывается профицит во внешней торговле, что кому-то казалось невозможным десять лет назад, — констатировал Александр Лукашенко.
Однако ни у кого не должно возникать иллюзии успеха, подчеркнул глава государства. Ведь хорошие показатели демонстрируют многие страны региона.
– А значит, мы лишь своевременно пользуемся возможностями очередной волны циклического, конъюнктурного роста. Но он не бесконечен, — отметил Президент. — Откровенно говоря, очень настораживает то, что основные тренды нашей экономики пошли вниз и Беларусь опять входит в зону развития с темпами ниже среднемировых. Отставать — неприемлемо.
Александр Лукашенко обратил внимание, что ни экономические, ни социальные задачи не решить без уверенного и в хорошем смысле агрессивного роста.
– Но рассматривать прогнозные документы нужно еще шире. Наше благополучие зависит в том числе и от способности экономики отвечать на глобальные вызовы, которых сегодня немало, — сказал Глава государства. По его словам, санкционные режимы, геополитическая нестабильность, торговые войны — это уже новая «нормальность».
О точках роста и сдерживающих факторах
Оценивая суммарный долг всех государств, который превысил половину мирового ВВП, Международный валютный фонд прогнозирует вероятность нового финансового кризиса.
– Поэтому сегодня от премьер-министра хотел бы услышать, какие точки роста правительство видит на 2019 год, на чем будет построена устойчивая и конкурентоспособная экономика с уровнем ВВП не менее $100 млрд — такую амбициозную задачу мы поставили перед собой в перспективе, — обозначил вопросы Президент. — Международные эксперты и ученые считают, что потенциал, прежде всего человеческий — и это главное, у нас есть. Раз есть люди, кадры, способные реализовывать эту задачу, значит, мы ее можем решить. Однако сохраняются сдерживающие факторы, и я не вижу в прогнозных документах действий для их устранения.
Прежде всего, пояснил он, речь идет о вопросах несбалансированности текущего счета платежного баланса, а также о серьезной зависимости экспорта от одного рынка.
– По всей видимости, правительство пытается плавно обойти и проблему неэффективных предприятий, которую министры, да и губернаторы, привыкли закрывать бюджетными деньгами. Кроме того, практически остановилась работа по созданию лучших условий для инвестиций. Она тонет в общих рассуждениях и какой-то бюрократии, а на практике ничего серьезного не предложено, — констатировал Александр Лукашенко.
Глава государства привел в пример Парк высоких технологий, где изучили потребности IT-сферы и предложили закрепить их законодательно.
– Почему правительство и местная власть не могут поступить так же? Неужели еще одно совещание надо? — спросил он.
О готовности к органичным преобразованиям
Александр Лукашенко обратил внимание, что торговые войны и кризис ВТО на фоне политической неопределенности в мире лишают финансовых инвесторов интереса к риску и могут спровоцировать отток капитала в так называемые тихие гавани. В такой неопределенности правительству особенно важно иметь четкие планы и ясное понимание, как и когда страна выйдет из состояния пиковых выплат по государственному долгу, подчеркнул Президент.
– Сегодня мы должны разобраться, где причины системного характера, а где речь идет просто об отсутствии дисциплины, а может, и понимания того, что нужно делать и как. Готовность к органичным преобразованиям и способность меняться самим — залог успеха и конкурентоспособности, — заявил Александр Лукашенко.
О госбюджете и обновленном Налоговом кодексе
Обращаясь к министру финансов Максиму Ермоловичу, глава государства отметил, что и на прежних должностях работа по бюджетному планированию была его зоной ответственности.
– Поэтому и спрос тут будет сразу, — предупредил Президент. — Как вы планируете поступить с приличным профицитом бюджета на текущий год?
Александр Лукашенко также поинтересовался, как исполнены требования по сокращению поддержки тем предприятиям, руководители которых так и не научились работать или не хотят.
– Вы ее реально сократили? Или решили простить долги и их возврат даже не учитываете в доходах бюджета? — спросил глава государства. — Как увеличено финансирование развития человеческого капитала: здоровье, образование, спорт, культура и так далее?
Президент отметил, что много вопросов вызывает обновление Налогового кодекса.
– Как мне докладывают, у вас не получилось сделать его понятным, без внутренних противоречий, а главное — комфортным для людей и бизнеса. Если это так, то не надо будоражить общество сырыми и непроработанными документами. Спокойно надо доработать, дошлифовать документы, но строго на тех принципах, как поручено, — поставил задачу Александр Лукашенко.
О стимулировании экономического роста в 2019 году
У руководства Национального банка Александр Лукашенко поинтересовался, какие планируется принимать меры для стимулирования экономического роста в 2019 году.
– Попрошу без общих и обтекаемых фраз, которыми пропитаны банковские документы. Чем будете нивелировать внешние риски и как поддерживать низкую инфляцию? — спросил он. — Отдельно остановитесь на том, какие видите пути изменения структуры золотовалютных резервов и увеличения доли недолговых средств.
Президент подчеркнул, что его удивляет унаследованная от предыдущего состава правительства беспринципность в выполнении поручений главы государства.
– Не прошло и года с момента моих замечаний вашим предшественникам, как по итогам девяти месяцев работы от нового премьер-министра получаю письмо аналогичного содержания с просьбой снять с контроля все и вся, почти полсотни поручений как выполненные, хотя до их выполнения далеко, — пояснил Александр Лукашенко.
По его словам, в то же время только Администрация Президента, Комитет государственного контроля и Госсекретариат Совета Безопасности представили многочисленные замечания.
– Я просто Сергею Николаевичу (премьер-министр Сергей Румас. — Прим. БЕЛТА) советую вникать в то, что он иногда подписывает с подачи своих подчиненных, потому что вопрос контроля за исполнением собственных поручений у меня налажен достаточно хорошо, — обратил внимание Президент.
Правительство принимает меры по сохранению темпов роста ВВП в 2018 году на уровне 103,5%
Правительство Беларуси работает над тем, чтобы сохранить в текущем году темпы роста валового внутреннего продукта на уровне 103,5%. Об этом на совещании у главы государства доложил премьер-министр Сергей Румас.
– По итогам года правительство принимает меры по сохранению темпов роста ВВП на уровне 103,5%. Однако некоторые области не подтверждают выполнение прогноза по валовому региональному продукту. Действительно, компенсировать снижение производства сельхозпродукции и наверстать это отставание непросто. Мы вместе с облисполкомами работаем над этой задачей, — сказал Сергей Румас.
По его словам, экономика развивается в рамках утвержденного на 2018 год прогноза. По итогам работы за 10 месяцев все 7 ключевых показателей эффективности работы правительства и Национального банка выполнены. Обеспечивается годовой прогноз интегрального показателя развития экономики — ВВП.
– В границах прогноза по валовому региональному продукту находятся три региона — Минск, Витебская и Гродненская область. Ниже прогноза, но выше уровня прошлого года идут другие области, — отметил премьер-министр.
Он подчеркнул, что наиболее чувствительными вопросами для населения, по которым оно оценивает результаты работы экономики, являются уровень зарплат и пенсий, вопросы занятости, цен и стабильности курса белорусского рубля.
– Что касается доходов населения, реальный рост зарплаты за 10 месяцев текущего года составил 112,3% (к аналогичному уровню прошлого года. — Прим. БЕЛТА). Это значительно превышает прогнозный параметр. Средняя номинальная зарплата в целом по стране в октябре без 30 копеек составила Br1 тыс. В реальном секторе экономики зарплата выше — Br1,075 тыс. В целом в четвертом квартале целевая задача в Br1 тыс. в стране будет обеспечена, — заявил Сергей Румас.
Он уточнил, что в бюджетной сфере зарплата по итогам октября увеличилась и составила Br769, что соответствует 77% средней зарплаты по стране. В четвертом квартале заработная плата бюджетников оценивается на уровне Br800.
Средняя зарплата в Беларуси в 2019 планируется на уровне не менее Br1025
Средняя заработная плата в 2019 году планируется в Беларуси на уровне не менее Br1025, в бюджетной сфере — Br820. Об этом сообщил журналистам премьер-министр Сергей Румас по итогам совещания у главы государства.
– Средняя заработная плата по году должна составить в следующем году не менее Br1025. Зарплата в бюджетном секторе должна быть не менее 80% от средней заработной платы, то есть на уровне Br820 — это в среднем по году, — сказал Сергей Румас.
По его словам, правительство также планирует в 2019 году продолжить сближение минимальной зарплаты и минимального потребительского бюджета, чтобы с 1 января 2020 года эти величины сравнялись.
– По нашим сегодняшним оценкам, минимальная зарплата с 1 января 2020 года составит Br377, — добавил премьер-министр.
Вопросы, которые рассматривались на совещании у главы государства, касались также ситуации на валютном рынке, политики ценообразования, развития импортозамещения, борьбы с посредничеством. Президент в целом поддержал вносимые на его рассмотрение документы, в том числе проекты республиканского бюджета и Налогового кодекса, поручил доработать их в кратчайшие сроки и внести на рассмотрение в парламент.
Бюджет Беларуси 2019 года планируется с большей социальной направленностью
Бюджет Беларуси следующего года получит большую социальную направленность по сравнению с 2018 годом. Об этом после совещания у Президента, где обсуждались плановые и прогнозные документы на 2019 год, рассказал журналистам министр финансов Максим Ермолович.
– Усилится социальная направленность бюджета. Все расходы, связанные именно с социальной составляющей (образование, здравоохранение, социальная политика), растут в реальном выражении более чем на 5%, в номинальном — 11-12% по сравнению с исполнением бюджета текущего года, — сообщил министр финансов. По его словам, предполагается и дальнейшее поэтапное увеличение заработной платы в бюджетном секторе.
– То есть мы уже в четвертом квартале текущего года планируем выйти на соотношение между средней заработной платой в бюджетном секторе и средней заработной платой по экономике в 80%. И планируем сохранить этот уровень в течение всего следующего года, — отметил Максим Ермолович.
В целом бюджет на 2019 год полностью сформирован с учетом поручений и требований, которые глава государства определил перед новым составом правительства.
– В 2019-м доходная часть бюджета существенно не увеличится в номинальном выражении в сравнении с текущим годом. Консолидированный бюджет по доходам вырастет только на 5%. При том, что республиканский бюджет практически останется на уровне текущего года, — рассказал министр финансов. — В этих условиях ограниченности финансовых ресурсов необходимо было реализовать бюджет таким образом, чтоб достигались задачи, поставленные главой государства по повышению благосостояния населения, снижению бюджетных вливаний в реальный сектор экономики, повышению отдачи от господдержки. И работа по снижению государственного долга.
По этим направлениям мы в следующем году планируем активно работать.
Максим Ермолович также ответил на вопрос, на что будут расходоваться средства, составляющие профицит бюджета в текущем году. Часть этого профицита формируется за счет так называемых конъюнктурных доходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в первую очередь с более высокой ценой нефти по сравнению с той, которая предусматривалась в бюджете.
– В соответствии с бюджетным правилом эти доходы направляются в полном объеме на погашение обязательств по внешнему долгу, — сказал он. Что касается доходов бюджета, которые связаны с дополнительным поступлением доходов от перечисления НДС, налога на прибыль или подоходного налога, то они будут направляться на выплаты в рамках состоявшегося повышения заработной платы для работников бюджетной сферы.
Господдержку реального сектора экономики в Беларуси планируется сократить в 2019 году на 10%
В Беларуси планируют в предстоящем году урезать объемы государственной поддержки, оказываемой реальному сектору экономики. Об этом после совещания у Президента, где обсуждались плановые и прогнозные документы на 2019 год, рассказал журналистам министр финансов Максим Ермолович.
– Сокращаем в следующем году поддержку реального сектора экономики на 10% в соответствии с требованием главы государства. Перенаправляем эти средства на капитальные бюджетные инвестиции, поддержку населения, — заявил министр.
По его словам, одновременно некоторые направления господдержки предлагается не только сохранить, но и усилить. В их числе поддержка экспорта продукции по стандартной схеме сопровождения экспорта кредитными ресурсами с компенсацией части процентов из республиканского бюджета. Часть средств также будет направлена на закупку современной техники предприятиями реального сектора экономики, в первую очередь сферы АПК.
Минфин пообещал с 1 января упростить налоговую систему и снизить нагрузку на бизнес
Новая редакция Налогового кодекса Беларуси должна заработать с 1 января 2019 года. Об этом сообщил журналистам министр финансов Максим Ермолович по итогам совещания у главы государства.
По словам министра, на совещании вокруг проекта обновленного Налогового кодекса развернулась, пожалуй, самая большая дискуссия. Максим Ермолович доложил Президенту, что документ несет в себе много позитивных изменений, поэтому важно, чтобы он вступил в силу с 1 января 2019 года. Глава государства в целом одобрил проект кодекса, вместе с тем он поручил правительству, обеим палатам парламента и Администрации Президента еще раз внимательно проанализировать его нормы, чтобы на рассмотрение депутатов был вынесен уже абсолютно выверенный документ.
– В течение двух недель, доработав кодекс, мы его внесем на рассмотрение депутатов. Надеемся, что с 1 января он вступит в действие, — сказал журналистам Максим Ермолович.
Он рассказал, что совершенствованием Налогового кодекса занималась специальная рабочая группа, в которую вошли представители правительства, бизнес-кругов, аудиторских компаний и крупнейших предприятий.
Рассмотрено более 70 системных вопросов, по всем были приняты решения. Налоговое законодательство усовершенствуется по трем направлениям. Во-первых, налоговую систему сделают проще, сблизив бухгалтерский и налоговый учеты.
– Это существенно упростит в принципе учет и исключит ошибки при осуществлении налоговых платежей, — пояснил министр финансов. Будет расширена сфера применения упрощенной системы налогообложения.
Существенные корректировки коснутся учета затрат предприятий.
– Сближаются бухгалтерские затраты, реальные затраты предприятия и затраты, которые учитываются при налогообложении. Эта разница существенно снимается, — отметил руководитель ведомства.
Во-вторых, совершенствуется налоговое администрирование, то есть меняется стиль и методы работы налоговых органов, вводятся ограничения на штрафы и пени, применяемые за нарушение налогового законодательства.
– Размер всех пеней и штрафов не сможет превышать сумму, на которую плательщик нарушил свои обязательства по налогу, — обратил внимание Максим Ермолович.
В-третьих, в Беларуси снизят налоговую нагрузку на бизнес, что повысит инвестиционную привлекательность страны.
– Это задача решалась, исходя из жесткого требования главы государства не снижать в результате данного совершенствования налоговой системы доходы бюджета, — сказал министр. — Снижена налоговая нагрузка на объекты незавершенного строительства и объекты, которые вновь вводятся в эксплуатацию. Кроме того, увеличен в полтора раза налоговый инвестиционный вычет — это, соответственно, снижает общую налоговую нагрузку на старте бизнеса.
Все эти изменения в налоговом законодательстве, по словам Максима Ермоловича, станут дополнительным импульсом для развития малых и средних предприятий.
Источник: БелТА
Видео: БелТА
Теги: Минск