Спeциaлисты Урaлвaгoнзaвoдa (вxoдит в Гoскoрпoрaцию Рoстex) сoбствeнными силaми рaзрaбoтaли aвтoмaтизирoвaнную инфoрмaциoнную систeму «ЗEВС» и внедрили ее в цехе колесных пар нижнетагильского предприятия. Выгода от создания собственного программного продукта, который сейчас проходит опытную эксплуатацию, составила около 8 миллионов рублей. Именно столько стоит аналог программы у сторонних компаний.
«ЗЕВС» позволяет просматривать в едином интерфейсе технологические параметры нескольких процессов: проверку осей на установке магнитно-порошковой диагностики, запрессовку колес и подшипников, измерение геометрических параметров колесной пары.
На данный момент к системе подключено 50% необходимого оборудования линии полуавтоматизированной сборки. Собрана информация о производстве более 40 тысяч колесных пар. Уже на опытном этапе можно с уверенностью сказать, что система доказала свою эффективность.
Раньше сбор производственной информации и оформление сопроводительной документации осуществлялось вручную. Одновременная работа с данными, ведение статистики или анализа было невозможным, случались задержки и ошибки в работе.
Теперь многие операции выполняются в десятки раз быстрее. «ЗЕВС» может быть установлен на любой компьютер локальной сети цеха, а данные, хранящиеся в системе, использоваться на других участках для дополнительного контроля. Программа имеет удобную систему поиска и возможность детального изучения графиков запрессовки.
Проводить подробный анализ операций, своевременно выявлять причины брака и вносить изменения в техпроцессы для его устранения в будущем стало в разы легче. Формирование сопроводительной документации также осуществляется минимальными усилиями, ошибки при ее оформлении практически исключены. Внедрение системы «ЗЕВС» позволило улучшить качество колесных пар, снизить процент брака и, как следствие, уменьшить себестоимость продукции за счет снижения затрат на исправление брака.
«Автоматизация и цифровизация производства – это необходимые инновации, которые позволяют получить высокое качество продукции. А одним из путей улучшения качества является снижение влияния работника на процесс производства. На человека воздействует множество факторов, из-за которых он может допускать ошибки, принимать неверные решения. В конечном счете это может отразиться на качестве продукции. Необходимо было избавить работника от однообразных операций и передать эти задачи машине», – говорит ведущий инженер отдела главного электроника Уралвагонзавода, разработчик системы «ЗЕВС» Андрей Гришин.
«Результаты внедрения системы «ЗЕВС» позволили принять решение о продолжении работ по автоматизации. Мы будем подключать к системе остальное оборудование цеха колесных пар. Также в планах – развертывание системы в других цехах, выполняющих схожие задачи, например, в кузнечном цехе №1, где делают черновые оси. В результате этого предприятие получит полную информацию о цепочке производства «ось – колесная пара – вагонная тележка», которой можно будет пользоваться на любом рабочем месте», – говорит заместитель главного инженера Евгений Бедрик.
Успешные результаты своей работы и перспективы развития системы «ЗЕВС» разработчики представят на Всероссийской конференции молодых специалистов, которая пройдет 17-18 апреля на Уралвагонзаводе.