Зaбoтa oб экoлoгии сeгoдня — oдин из ключeвыx мирoвыx трeндoв. Нaстoящий прoрыв в этoм нaпрaвлeнии мoжeт oбeспeчить крупный бизнeс. Пoдтвeрждeниe тoму — oпыт грaдooбрaзующeгo прeдприятия Пoлeвскoгo.
Гдe стoял мaртeн, тeпeрь сквер
На одном из старейших уральских предприятий Урала, Северском трубном заводе (СТЗ, входит в Трубную Металлургическую Компанию), реконструкция продолжается уже полтора десятка лет. С 2004 года общий объем инвестиций в модернизацию составил более 30 миллиардов рублей, из которых около пяти потрачено на обеспечение экологической безопасности — внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Этим популярным термином сегодня обозначают проекты с высокими показателями экологической эффективности.
— Переход на НДТ позволил заводу при увеличении производства поэтапно сокращать объем выбросов. Решение этих вопросов шло одновременно, — рассказал технический директор ПАО «СТЗ» Владимир Топоров.
Новый электросталеплавильный комплекс производит около миллиона тонн стали в год, а трубопрокатный выдает около 500 тысяч тонн труб. Для защиты городского воздуха все новое заводское оборудование оснащено высокотехнологичными газоулавливающими устройствами. Системы газоочистки улавливают 98 процентов веществ, загрязняющих атмосферу. Рукавные фильтры задерживают не только сажу, но и мелкодисперсную пыль. Вредные частицы оседают в особых мешках — за сутки собирается 60 штук по 700 килограммов каждый, подсчитал начальник электросталеплавильного цеха Евгений Житлухин.
— Сейчас выбросы в атмосферу в год составляют 61процент от разрешенного объема, при этом производительность у нас все время растет, — отметил главный эколог завода Вадим Озорнин.
Территория, на которой раньше дымил старый цех с мартеновскими печами, рекультивирована. Здесь разбили сквер с яблонями и ивами.
Не утечет ни литра
Считается, что уровень технологичности производства характеризует в том числе и доля оборотного водоснабжения. На СТЗ она составляет 98,5 процента. По словам Владимира Топорова, это позволило в 2018 году снизить объем водопотребления в два раза и во столько же уменьшить объем водосброса в реку Чусовую.
Различных систем оборота технологической воды на заводе около двух десятков. Например, в трубопрокатном цехе действует технология нулевого сброса воды: из оборотного цикла водоочистки не утекает ни литра — все возвращается обратно на производство. За счет повторного использования воды завод снизил объемы потребления и сброса стоков более чем в два раза. Причем попутно была решена и проблема графитсодержащих отходов (графитовую смазку применяют в процессе производства труб, она позволяет снизить образование окалины. — Прим. ред.). Сейчас они не только собираются, но и утилизируются — помогло изучение зарубежного опыта ТМК.
— Еще 6-7 лет назад на заводе образовывалось за год около 400 тысяч тонн различных отходов производства, над утилизацией которых мы ломали голову. По итогам 2018 года насчитали всего 15 тысяч тонн. Наладили глубокую переработку, производим вторичную продукцию. Только в прошлом году ее было реализовано на 82 миллиона рублей, — поделился опытом технический директор СТЗ.
За всеми изменениями на предприятии следят и в городской Думе. Там считают, что экологическая ситуация в населенном пункте в последнее время меняется к лучшему. Завод является единственным поставщиком питьевой воды для Полевского и взял на себя реконструкцию станции питьевого водоснабжения. Ежедневно отсюда горожанам уходит более 20 тысяч кубометров.
— Полевской небольшой, и вся его жизнь так или иначе крутится вокруг СТЗ, как и в других моногородах. Сейчас с помощью администрации завод занимается модернизацией системы водоснабжения, идет поиск и разработка подземных источников. Надеюсь, вскоре сможем отказаться от забора воды в Чусовой, — говорит председатель гордумы Полевского Илья Кочев.
Очистит гиацинт
После того как закрылся местный криолитовый завод, перестали работать очистные сооружения в южной части города. Сейчас проектируется станция нейтрализации. Зато администрации не приходится волноваться за водоподготовку и очистку стоков на севере Полевского, ведь этим занимается СТЗ. Через станцию аэрации и биологической очистки проходят промышленные стоки предприятия (они составляют не более 30 процентов общего объема), а также канализационные стоки северной части города и ближайших сел, например Косого Брода.
Причем трубный завод не только тратится на содержание объекта, но и модернизирует его. В частности, была автоматизирована первичная очистка стоков, теперь все грубые примеси удаляются из процесса. Грязную воду сначала очищают при помощи активного ила, затем другими биофильтрами, причем специалисты не перестают совершенствовать технологию. Так, традиционный биофильтр из камыша и рогоза заменили водным гиацинтом (эйхорнией). Уже два года здесь разводят это тропическое растение, за лето из 50 кустов получается около тысячи. Грязная вода для эйхорнии — настоящий питательный субстрат. Как и для некоторых видов рыб, которых тоже развели специально (рыба питается водными взвесями). Белый амур и белый толстолобик попали сюда стограммовыми мальками, а сейчас отдельные особи достигают 0,7 килограмма. «Совместными усилиями» вода очищается до нормативного качества.
Несмотря на весь накопленный экологический опыт, не время останавливаться, констатируют экологи СТЗ. Скажем, сейчас на заводе работают с тремя видами разрешительной документации (по выбросам, отходам и воде), но природоохранное законодательство не стоит на месте.
— Оно меняется, и мы все время перестраиваемся, чтобы идти в ногу. К примеру, готовимся к переходу на комплексное экологическое разрешение: такой документ необходимо будет получить до 2025 года. Считаю, справимся, — говорит Вадим Озорнин.
Татьяна Казанцева