Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by
Кaкoй бизнeс пытaлся нaчaть в Зaпaднoй Бeлaруси нaслeдник знaмeнитoгo минскoгo грaдoнaчaльникa грaфa Кaрлa Гуттeн-Чaпскoгo, чeм знaмeниты сeмья Xeллeр и кoмпaния Kresexport и ктo из гaлицийскиx нeфтeпрoмышлeнникoв прoдaвaл aвтoлюбитeлям и мoтoциклистaм Брeстa, Грoднo и Пинскa бeнзин и мaслo, в нoвoй чaсти спeцпрoeктa TUT.BY «Крэсoвыe миллиoнeры». Oнa пoсвящeнa инвeстициям бывшиx сoсeдeй бeлoрусoв пo мнoгoнaциoнaльнoй Втoрoй Рeчи Пoспoлитoй.
С 1921 гoдa, с кoтoрoгo тeрритoрия Зaпaднoй Бeлaруси oфициaльнo стaнoвится чaстью нoвoй Пoльши, в мeстныe вoeвoдствa и пoвeты устрeмляются инвeстoры из Вaршaвы, Пoзнaни и другиx пoльскиx дeлoвыx цeнтрoв.
Рeклaмный прoспeкт крупнeйшeй нa Крэсax Всxoдниx мясoкoнсeрвнoй фaбрики «Kresexport» из Бaрaнoвичeй. Изoбрaжeниe: pochodzimyzelwowa.pl
Oднoврeмeннo с Бaнкoм Пoльским oткрывaют свoи oтдeлeния нa Крэсax Всxoдниx нeскoлькo частных банков. Но в результате кризисов 1925 года и начала 1930-х годов практически все они закрываются. В итоге к сентябрю 1939 года крупнейшими частными банковскими учреждениями в регионе остаются отделения банков из Вильни, которые работают тут еще с царских времен.
Приоритетами польского бизнеса в реальном секторе являются лесной экспорт и деревообработка, а также выпуск продуктов питания. С царских времен цементным заводом у станции Подрос владеет семья цементного короля Польши Болеслава Эйгера.
Варшавские, лодзские, люблинские текстильные, машиностроительные, пивоваренные компании открывают фирменные магазины, склады и представительства в главных городах западнобелорусских воеводств. Еврейские купцы из Вильно при поддержке европейских оптовых фирм покрывают территорию Западной Беларуси сетью закупочных льняных станций, а львовские нефтепромышленники — складами нефтепродуктов и автозаправочными станциями.
Финансовый сектор: холостой бум и наследство графа Броэль-Плятера
Самым крупным банковским учреждением, созданным местным капиталом в финансовом секторе Западной Беларуси, становится банкирский дом братьев Закхейм в Гродно. Он появляется в 1927 году, но не доживает до национализации — самоликвидируется из-за проблем в 1938 году. Финансовые услуги на Крэсах Всходних оказывают также несколько десятков местных коммунальных сберегательных касс, гминных сберегательно-кредитных касс и кредитных кооперативов. Но по масштабам и видам операций они не могут сравниться с госбанками и бизнесами западнобелорусских отделений варшавских и виленских коммерческих и земельных банков.
Интерес польского финансового капитала к региону, однако, окажется непродолжительным. И весьма болезненным по последствиям — как для него самого, так и для клиентов.
Стремительный рост отделений польских банков на Крэсах Всходних происходит в начале 1920-х годов — в период кратковременного экономического оживления. В 1921 году в Варшаве появляется специально созданный для поддержки развития приграничных регионов «Польский крэсовый банк» (Polski Bank Kresowy). Его филиальная сеть находится исключительно по назначению — в Бресте, Пинске, Гродно и Ровно. Одним из акционеров и членом наблюдательного совета является граф Эмерик Гуттен-Чапский — сын и наследник знаменитого минского градоначальника.
Разоренный большевиками наследник основателя «Аливарии» и неудачливый акционер «Польского крэсового банка» граф Эмерик Гуттен-Чапский. Он будет участвовать в высадке союзников в Нормандии и умрет в Риме в 1979 году. Фото: pl.wikipedia.org
Графа Эмерика Гуттен-Чапский, потерявшего свои земли и большую часть состояния в советской Беларуси, приютит его дальний и бездетный родственник. Экс-владелец имения Станьково в 1920—1930-е работает в различных государственных структурах на Kresach Wschodnich — старостой в Столбцах, президентом Виленской сельскохозяйственной ассоциации и пр. В 1930-е Эмерик Гуттен-Чапский будет избран в два сейма от Новогрудского воеводства, где возглавит сеймово-сенатскую комиссию по лесному хозяйству. Правда, банковский опыт графа и его партнеров окажется недолгим. Уже в 1924 году, не выдержав начинающихся проблем в экономике, Polski Bank Kresowy будет ликвидирован.
Кризис грянет в 1925 году, обусловленный польско-немецкой таможенной войной, бюджетным дефицитом и огромными прорехами в торговом балансе. Летом рухнет курс злотого, клиенты ринутся в банки, которые начнут лопаться один за другим.
В это время начинаются проблемы у самого крупного и почти эталонного частного банка первых лет независимости Польши — «Банка для торговли и промышленности» (Bank dla Handlu i Przemyslu). В начале 1925 года филиальная сеть этого варшавского учреждения — самая крупная в стране (свыше 90 точек). На территории западнобелорусских воеводств его отделения работают в Бресте, Гродно, Городее, Кобрине, Лунинце, Несвиже, Пинске, Пружанах, Слониме, Столбцах, Волковыске и Лиде. Некоторое время, в период наибольшего продвижения польских войск на Восток, отделение Banka dla Handlu i Przemyslu, функционирует даже в Минске. Неплатежи по кредитам и изъятие населением депозитов приводит к его краху. Из-за масштабов банка процесс принятия решения о ликвидации и сама ликвидация банка затянется до начала Второй мировой войны.
Гораздо быстрее закончатся истории других банков, в первой половине 1920-х годов пытавшихся вести дела на западном приграничье. В 1920-е годы ликвидируются варшавские «Кредитный банк» (имел отделения в Барановичах, Бресте, Несвиже, Пинске и Столбцах), «Банк Мазовецкий» (Барановичи и Столбцы), «Банк объединенных Польских земель» (Барановичи, Новогрудок, Слоним и Столбцы), люблинский «Банк Польской земли» (Барановичи и Брест). Не переживет кризис виленская банкирская контора наследников уроженца Воложина Израиля Бунимовича, в царское и польское время активно работавшая на Виленщине и Гродненщине.
После кризиса начала 1930-х годов и полного упадка деловых отношений прекратит свою деятельность «Общий депозитный банк» (Powszechny Bank Depozytowy), владельцем контрольного пакета которого является английская фирма Johnson Matthey Co. Этот банк имел отделение в Гродно.
Акция долгожителя белорусского финансового рынка — Виленского частного коммерческого банка. Изображение: onebid.pl
И в итоге, к 1939 году в сегменте краткосрочного коммерческого кредитования из частных акционерных банков на рынке Западной Беларуси останется только старожил из царских времен, детище графа Адама Броэль-Плятера Виленский частный коммерческий банк (Wilenski Prywatny Bank Handlowy). Банк ведет свою историю с 1872 года, в царское время его отделения функционируют в Бобруйске, Гомеле, Минске, а комиссионерство — в Речице. В польский период Виленский частный коммерческий банк пробует вести дела в коренной Польше и для этого создает «дочку» Parcel Bank, но вскоре закрывает его. Банк — один из немногих, кто переживает все кризисы межвоенного периода и сохраняет свою филиальную сеть в Варшаве, Сувалках и белорусской Лиде.
Акционером банка и в 1921—1925 годах его президентом является наследник графа Адама Броэль-Плятера — Мариан. Он же — один из ключевых владельцев крупнейшего земельного банка, также пришедшего на этот рынок из царских времен — Виленского земельного банка (Wilenski Bank Ziemski). В польский период банк продолжает выдавать кредиты под залог земель и городской недвижимости, меняется только география его деятельности. В сфере интересов Wilenski Bank Ziemski находятся все четыре западнобелорусские воеводства (Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское), а также Келецкое, Люблинское, Лодзинское, Варшавское и Волынское воеводства.
Ипотечным кредитованием на Kresach Wschodnich также занимается в 1921—1939 годах варшавское «Земельное кредитное общество» (Towarzystwo Kredytowe Ziemskie).
Представлен на рынке и один из крупнейших частных акционерных банков межвоенной Польши — познаньский «Сахарный банк» (Bank Cukrownictwa). Но в Западной Беларуси его интерес проявляется в продаже сахара своих учредителей — владельцев сахарных заводов из бывшей прусской части Польши. Сахарные склады, находящиеся в управлении Bankа Cukrownictwa, перед войной располагаются в Барановичах, Бресте и Пинске.
Хеллеровые леса
Фамилию Хеллер знают все, кто занимается разработкой лесов в межвоенной Польше, и многие за ее пределами.
Ее многочисленным представителям, в числе самых известных из которых Мориц и Гораций Хеллеры, принадлежат огромные лесные угодья, лесопилки, фанерные комбинаты от восточных до западных границ страны.
В 1920-е годы Хеллеры становятся одними из самых крупных лесовладельцев на Kresach Wschodnich и, несомненно, самыми крупными производителями лесопродукции.
Товарный знак Mikaszewickie zaklady wyrobow drzewnych «Olza». Ok.ru
Ключевые активы семейного бизнеса в Западной Беларуси — это «Акционерное общество «Лесная промышленность «Агахелл» (Przemysl drzewny «Agahell» S.A.) и «Акционерное общество Микашевичского деревообрабатывающего завода «Ольза» (Mikaszewickie zaklady wyrobow drzewnych «Olza» S.A.). Вместе они оцениваются в более чем 10 млн злотых.
В собственности общества «Agahell», созданного в 1922 году на базе бывших угодий Федора Агаркова под Микашевичами, находится 120 тыс. гектаров лесов. Акционерное общество «Olza» регистрируется в 1923 году и эксплуатирует бывший лесопильный завод, фанерную фабрику и одну из самых длинных в Западной Беларуси узкоколеек, которыми раньше владел тот же Агарков. «Olza» специализируется на выпуске авиационной фанеры. В 1936 году в штате этой компании числится 800 сотрудников — это самое крупное частное предприятие на Kresach Wschodnich. Польская история предприятий закончится в 1939 году после вступления советских войск в Западную Беларусь. Новым хозяином фанерной фабрики станет сначала Трест фанерной промышленности западных областей Белоруссии, а потом — Главное управления фанерной и спичечной промышленности Народного комиссариата лесной промышленности БССР.
Пивная этикетка продукции компании «Horacy Heller». Изображение: oldlabels.ru
Другая ветвь семьи развивает начатое в 1900 и реорганизованное в 1924 году дело «Акционерного общества «Торгово-промышленное товарищество «Гораций Хеллер» (Towarszystwo handlowo-przemyslowe «Horacy Heller» S.A.).
«Horacy Heller» валит лес и пилит его в доски под Лидой, в Ивье и также в украинских Сарнах, эксплуатирует мельницы, а «алмаз» в перечне его активов — пивоваренный и солодовенный завод в Гродно. Компания выкупит его у предыдущего владельца Юделя Марголиса, обанкротившегося в 1933 году.
Хеллеры лишатся всех своих активов в 1939 году. Пивоваренный завод будет национализирован. Он будет работать до 1943 года под управлением оккупационной администрации.
Всего лесным промыслом в западнобелорусских лесах занимается около десятка польских инвесторов.
К числу крупнейших относится «Акционерное общество «Объединенные фабрики клеенной фанеры «Братья Браун» (Zjednoczone fabryki dykt klejonych «Bracia Braun» S.A.). Группа, президентом которой является Герман Браун, владеет двумя фанерными фабриками в Варшаве и Гродно и продает свою продукцию преимущественно на экспорт через отделение в Амстердаме.
Цемент Эйгеров и «Московская» колбаса от «Kresexportа»
Лес и его переработка — главный, но не единственный объект интереса крупного польского бизнеса в белорусском пограничье.
В межвоенной Польше возобновляет работу единственный цементный завод на территории Западной Беларуси — рядом со станцией Подрос в новообразованном Роском повете.
Его основатель Болеслав Эйгер переводит предприятие в управление своего «Акционерного общества «Товарищество фабрик портланд-цемента «Высока» (Towarzystwo fabryk portland-cementu Wysoka» S.A.). В 1923 году он уйдет в мир иной, а его цементную империю (4 завода) унаследуют сыновья и дочь. Дети не пойдут по бизнес-стезе, но оставят заметный след в истории Польши (поэт Стефан Наперский), Колумбии (политик и искусствовед Казимеж) и СССР (деятельница коммунистического движения Мария Эйгер-Каминска).
Завод Эйгеров будет национализирован в сентябре 1939 года. Но уже через два года на нем появится компания Ost-Zement GmbH, Ros, Kr. Wolkowysk — одна из структур созданной нацистами системы по выкачиванию ресурсов из оккупированных областей СССР.
После освобождения в 1945 году завод «Россь» будет переименован в «Победу», а в 1973 году станет базой для создания производственного объединения «Волковыскцементношифер».
Одним из самых заметных проектов, реализованных польским бизнесом на Kresach Wschodnich с нуля, становится фабрика мясных консервов «Kresexport» в Барановичах.
Идейный вдохновитель строительства экспортного мясокобината в Барановичах бургомистр Людвик Вольник. Фото: intex-press.by
Идейным вдохновителем строительства комбината, в которое инвестирует «Компания с ограниченной ответственностью «Экспортный мясоперерабатывющий завод в Барановичах «Крэсэкспорт» (Eksportowa przetwornia miesna w Baranowiczaсh «Kresexport» Sp. z o. o.) становится местный бургомистр Людвик Вольник. Инженер по образованию, он лично участвует в разработке проекта и строительстве нового производства. В администрацию компании входят Мечислав Дудзинский, Францишек Мазуркевич и другие польские инвесторы.
В 1936 году предприятие в торжественной обстановке запускается в эксплуатацию. Оно состоит из убойного цеха, куда свозится закупаемый у скотопромышленников и крестьян домашний скот, и консервного цеха. В 1939 году будет открыто колбасное производство и начнется переработки дичи.
От watrobianki до kabanosow — экспортный ассортимент «Kresexporta» на закуску немцу, французу и американцу. Изображение: pochodzimyzelwowa.pl
Продукция завода должна закрывать дырки в торговом балансе страны и идет исключительно на экспорт — в Германию, Францию, США. В ассортименте «Kresexportа» «полендвица литовская» по 3, 40 злотых за килограмм, «балерон литовский» (2,60 злотых), «крэсовая», «краковская», «обычная» колбасы, «салями венгерская», watrobianka за 1,50 злотых за килограмм и различные консервы — ветчина в банках до 7 килограмм, франкфуртские колбаски, паштеты и пр. В перечне есть даже колбаса «Московская» (Moskiewska). На пике на заводе работает 250 человек.
В 1939 году национализированное предприятие возобновит работу. Работает завод и в период оккупации. После освобождения Барановичей предприятие будет реорганизовано в мясоконсервный комбинат, который 2007 году в качестве цеха присоединится к Березовскому мясоконсервному комбинату.
Людвик Вольник будет арестован НКВД, осужден на 8 лет и сослан в Новосибирскую область. В 1941 году бывший бургомистр освобождается, но следы его теряются.
Виленские льнопромышленники и галицийские нефтяники
Межвоенная Польша — это многонациональное государство, в которое кроме польских и белорусских земель входят Галиция и Виленщина. Бизнесмены из этих регионов также инвестируют в западнобелорусские воеводства.
Виленские инвесторы, преимущественно из местной еврейской среды, сменяют москвичей братьев Рябушинских и графа Татищева, до Первой мировой войны контролировавших в белорусских губерниях сбор и экспорт льна. Виленчанам финансово помогают международные синдикаты продавцов ценного сырья и перед 1939 годом территория белорусских Kresow Wschodnich густо усыпана скупочными и сортировочными отделениями около десятка крупных фирм.
Самая крупная из них — виленская «сполка» «Standart», созданная в 1931 году международной финансово-торговой группой инвесторов из Варшавы, Вильно, Гдыни, Риги, Жирардова, Бельска, Бреслава и Лилля. Ее отделения действуют в белорусских Гольшанах, Барановичах, Городее, Воложине, Друе, Миорах, в городах и местечках Польши, Литвы и Украины. Торговые представительства «Standartа» открыты в чехословацком Траутенау, немецком Бреславе, бельгийском Генте, Лондоне, Белфасте, Данди и Нью-Йорке. Компания, экспортирующая лен и его семя, паклю и картофель, в 1936 году имеет оборот в 9 млн злотых.
Другие крупные экспортеры льна из Kresow Wschodnich — это виленские компании «Flaxtow» (отделения и склады — Барановичи, Городея, Ивье, Раков, Шарковщина) и «Len» (Барановичи, Ошмяны, Сморгонь, Городея, Миоры) и варшавская «Lenexport» (Барановичи).
Начало добычи газа в украинской Дашаве (в 1921 году). Оттуда в 1960 году по газопроводу Дашава-Ивацевичи-Минск пойдет первый природный газ в БССР. Изображение: 100lecie.inig.pl
В 1920-х и особенно в 1930-х годах население Польши автомобилизируется. На Kresach Wschodnich открывается несколько автосалонов (в Бресте и Гродно), где можно купить и обслуживать технику Polski Fiat, выпускаемую по лицензии итальянской корпорации на шести заводах государственной корпорации Panstwowe Zaklady Inzynierii. Чтобы обеспечить растущий парк автомобилей и потребности промышленных предприятий в топливе, в Западной Беларуси открывают склады и бензиновые станции галицийские нефтеторговые компании. Нефть в Галиции добывают с XIX века, в польское время крупнейшие торговые сети создают львовские компании «Galicja», «Gazy Ziemne», «Polmin», «Drago» и «Karpaty». Все они реализуют сырую нефть, бензин, смазочные масла в западнобелорусских городах. «Galicja» представлена в Березе-Картузской, Бресте, Гродно и Слониме. Продукцию компании «Karpaty» реализуют в Бресте, Гродно и Лиде, «Polmin» — в Пинске, «Gazy Ziemne» — в Барановичах и Лиде, «Drago» — в Барановичах и Гродно.
Предприниматели в Западной Беларуси в 1921—1939 годах — это достаточно многочисленная прослойка населения. В периоды экономических подъемов в середине 1920-х и во второй половине 1930-х годов создаются десятки новых компаний, в которые инвестирует поколение межвоенной поры, а также инвесторы из коренной Польши, Виленщины, Галиции и Европы. Экономика Западной Беларуси не может рассчитывать на щедрость Варшавы, но и без государственных денег все не так безнадежно, как рисуется в советской историографии, отстает от Беларуси Советской. Прогресс и рост здесь вместо государства обеспечивает частный капитал. Местный капитал, инвесторы из Варшавы, Познани, Швеции, Германии, Нидерландов в течение 1921−1939 годов успешно реализуют на территории Западной Беларуси несколько бизнес-проектов, которые станут лидерами на национальном, региональном и мировом уровнях. Об этих компаниях и брендах, которые были потеряны 80 лет назад, в новом спецпроекте TUT.BY о частном бизнесе в Западной Беларуси — «Крэсовые миллионеры».
Читайте также:
Под сенью нового орла. Как польские монополии заменили большевистских экспроприаторов
От сапог до противогазов: чем прославился лидский бизнесмен Мелуп
Теги: Брест, Гомель