Быть или не быть стрит-ритейлу на центральных проспектах Москвы?

Стрит-ритeйл нa Кутузoвскoм прoспeктe пeрeживaeт нe лучшиe врeмeнa. Пo итoгaм пeрвoгo пoлугoдия здeсь прoстaивaeт чeтвeрть тoргoвыx плoщaдeй, в рeзультaтe чeгo сoбствeнники вынуждeны понижать арендные ставки. И хотя на других ключевых проспектах столицы ситуация не столь негативная, эксперты говорят о некоторых системных проблемах, сдерживающих развитие торговли на центральных московских магистралях.

 

На одной из знаковых улиц Москвы – Кутузовском проспекте, по-прежнему велика доля невостребованных торговых площадей, относящихся к сегменту стрит-ритейла (это магазины, находящиеся на первых этажах и имеющие входы с улицы). Хотя объем вакансии по итогам первого полугодия 2018 года и уменьшился относительно показателя за аналогичный период прошлого года, однако сокращение стало незначительным и составило всего 1,9 п. п. К настоящему моменту на Кутузовском проспекте пустует около четверти торговой недвижимости – 25,5%. 

Об этом говорится в исследовании международной консалтинговой компании KnightFrank.  Эксперты также отмечают, что вследствие падения спроса собственникам помещений пришлось  понижать и арендные ставки. Самые высокие из них составили 75 тыс. руб. за 1 кв. м в год, сократившись при этом на 12%.

Однако с учетом других городских проспектов, таких, как Ленинский, Мира, Комсомольский и Ленинградский, цифра становится не настолько пессимистичной – совокупная доля вакансии по пяти улицам (с учетом Кутузовского проспекта) составила 13,4%.  И все же, ее падение и в этом случае осталось весьма скромным: процент невостребованной недвижимости упал на 2,9 п. п.

Как рассказали в компании KnightFrank, Кутузовский проспект сильно пострадал из-за исчезновения стихийных парковок на тротуарах и возможности останавливаться на крайней полосе, где теперь ездит общественный транспорт. Прочие магистрали демонстрируют более оптимистичные показатели. Например, на Комсомольском проспекте доля свободной торговой недвижимости достигла 9,1%, на Ленинском проспекте – 9,6%, что является наилучшим показателем для улиц такого уровня. По словам директора направления стрит-ритейл компании KnightFrank Виктории Камлюк, лучшие результаты обусловлены наличием у них дублеров и большей плотностью жилой застройки.

Торговая недвижимость рядом с центральными московскими магистралями имеет спрос у арендаторов, отмечают эксперты. Однако очень важную роль играют станции метро, которые обеспечивают высокую пешеходную проходимость улиц.  

«Примером такого востребованного магистрального стрит-ритейла является проспект Мира, на котором расположены 6 станций метро с пешеходным трафиком в часы пик более 3-х тыс. человек, – говорит руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве Юлия Назарова. – Популярны локации на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов, Ленинградском проспекте в районе метро «Сокол» и «Аэропорт» и другие. Они востребованы у банков – открывая розничное отделение в таком месте, компания часто закрывает зону поиска всего района. Важно отметить, что такие объекты как супермаркеты, магазины детских товаров, мебели и товаров для дома, техники, зоотоваров, а также другие форматы, направленные на жителей больших спальных районов, более заинтересованы в размещении именно на магистралях, чем в центре». «Спрос на помещения стрит-ритейла можно увеличить  с помощью введения точечных парковок, а также с помощью снижения арендных ставок», – говоритдиректор отдела торговой недвижимости CBRE в Москве Марина Малахатько.

И все же, пока вопрос о перспективности больших улиц для стрит-ритейла остается открытым. Некоторые эксперты видят в происходящем признаки глобальных изменений.

«Вероятно, то, что происходит сейчас и будет происходить в ближайшем будущем с крупными проспектами столицы, является второй крупнейшей с советского времени трансформацией уличного ритейла, – комментируетдиректор по развитию бизнеса компании Cushman & Wakefield Ольга Ясько. – На первый взгляд, эти изменения можно воспринимать как продолжающуюся посткризисную адаптацию к новым экономическим условиям. Однако, представляется, что драйверы последних изменений носят еще более фундаментальный характер и формируются как изменившейся градостроительной политикой (новые требования к организации уличного пространства), так и эволюционирующими запросами потребителей, причем как бизнесом, так и частными лицами».

В результате всего этого, помещения, о которых идет речь, теряют свою привычную статусность, и их востребованность во многом будет зависеть от соответствия запрашиваемых ставок аренды возможностям потенциальных арендаторов, уточняет Ольга Ясько. Потеря статусности приводит также к тому, что теперь в качестве арендаторов будут выступать преимущественно операторы, ориентированные на проживающих в соседних кварталах жителей и, в небольшой степени, операторы, являющиеся объектами целевого посещения. Стоит, правда, сказать, что последняя группа становится все более малочисленной. Если ранее магазины, предлагающие специализированное спортивное оборудование, сигары, широкий выбор алкоголя, были единичными точками на карте Москвы, то сейчас с большой вероятностью их можно обнаружить недалеко от места проживания. «Возможно, недалеко то время, когда на улицы вернутся уже порядком забытые с советского времени булочные, ателье, ремонт обуви, фрукты и овощи и прочие предприятия, которые сегодня относятся к малому бизнесу и для которых текущий уровень ставок аренды пока остается запретительным», – прогнозирует эксперт.

Александр Ковалевский

Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.