Пoдзeмный тoргoвый цeнтр пoд плoщaдью Пaвeлeцкoгo вoкзaлa пoкa сущeствуeт тoлькo нa бумaгe, oднaкo oснoвнoй влaдeлeц ГК ПИК Сeргeй Гордеев может завершить долгострой. По сведениям СМИ, уже ведутся соответствующие переговоры. Эксперты считают, что для завершения проекта потребуется около 12-15 млрд рублей.
Компания «Лэджи» (дочерняя структура БТА-Банка в Москве) ведет переговоры о достройке «Павелецкого пассажа» с несколькими игроками. Однако, как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на осведомленных участников рынка, существует большая вероятность, что именно Сергей Гордеев возьмется за возведение торгового центра. Притом рассматривается сценарий не только с привлечением его как fee-девелопера, управляющего строительством, но и с продажей актива. Сам бизнесмен, впрочем, отказался подтвердить факт переговоров.
Ранее сообщалось об интересе к этому проекту «ТПС Недвижимость» (контролируется Игорем Ротенбергом, Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько) и AFI Development Льва Леваева.
Создание такого объекта эксперты называют амбициозной задачей даже для крупных компаний. Помимо специфических решений в плане конструктива и инженерной инфраструктуры, потребуется ряд согласований с городом, и этот процесс способен затянуть стройку. Также остается открытым вопрос с финансированием: по мнению специалистов, реализация подобного проекта обойдется в 12-15 млрд рублей, и обеспечивать девелопмент нужно будет стабильными финансовыми траншами.
С точки зрения локации, «Павелецкий пассаж» имеет неоспоримые преимущества, считает генеральный директор «Рент-Инвест» Дмитрий Караваев. Он уверен, что торговый комплекс, который находится в районе с плотной бизнес-средой и крупной транспортной артерией и не имеет рядом сильных соперников, обязательно будет востребован. «Нависший спрос позволит иметь стабильный трафик, но при этом может негативно отразиться на стрит-ритейле, уверенно чувствующем себя в отсутствие конкуренции», — добавляет руководитель.
Игорь Чаплинский, старший директор департамента стратегического консалтинга и содействия развитию продаж Cushman & Wakefield, уверен, что в итоге концепция проекта будет переосмыслена.
«Дорогое подземное строительство, бесчисленные коммуникации и небольшой выход арендопригодных площадей. Базис коммерческого успеха объекта — баланс затрат и доходов. Затраты на 1 кв. м. подземной части объекта велики (в том числе с учетом обременений, идущих из прошлых циклов развития проекта). Если доходная часть базируется только на сдаче в аренду подземных уровней — коммерческие перспективы проекта в целом сомнительны. На мой взгляд, Сергей Гордеев как опытный девелопер оценивает возможности по созданию проекта, который по своей архитектурной перспективе «выйдет» из-под земли и будет вписан в архитектурный ансамбль площади. В таком случае объект обречен на коммерческий и инвестиционный успех», — анализирует он.
Общая площадь трехэтажного (все уровни — подземные) «Павелецкого пассажа» составит 73 тыс. кв. м. Также запроектирован паркинг на 500 машиномест. Владеет правами аренды участка в 2,7 га, где планируется возвести ТЦ, компания «Лэджи» (объединяет девелоперские активы казахстанского БТА-банка Кенеса Ракишева в Москве).
Строительство объекта начала группа «Евразия» Мухтара Аблязова, который на тот момент также являлся основным акционером БТА-банка. В 2009 году проект был заморожен.
Площадка долгое время служила предметом судебных разбирательств между бывшим собственником, кредиторами и мэрией Москвы.
Андрей Ковалев, собственник ГК “Экоофис» говорит о том, что интерес к fee-девелопменту в последние годы растет — во-первых, рынок стал сложнее, и владельцам площадок может быть выгоднее приглашать специалистов, которые знают все особенности сегодняшнего рынка, имеют опыт и наработанные возможности для взаимодействия с городом и т. п.
«Все это увеличивает шансы инвестора на создание высококонкурентного проекта. Кроме того, экономическая конъюнктура такова, что стоимость земельных активов значительно просела, это мотивирует к привлечению профессиональных fee-девелоперов тех землевладельцев, которые в более благоприятных условиях предпочли бы продать активы», — заключил он.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.