В Мoсквe идeт aктивнoe стрoитeльствo xoрдoвыx мaгистрaлeй. С нeдeли нa нeдeлю дoлжны oткрыться три учaсткa Сeвeрo-Вoстoчнoй xoрды (СВХ). По мнению экспертов, запуск дорог, прежде всего, повлияет на развитие торговых центров. В целом же для коммерческой недвижимости более значимым традиционно является метро, говорят аналитики.
Администрация Сергея Собянина активно развивает не только московский метрополитен, но и дорожно-транспортную сеть. Как заявил недавно заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, совсем скоро будет запущено автомобильное движение по трем участкам СВХ.
Первый участок соединит Щелковское и Открытое шоссе, второй – Фестивальную улицу и Дмитровское шоссе, третий позволит напрямую доехать от проспекта Энтузиастов до МКАД.
По замыслу властей, в итоге СВХ должна связать Северный, Восточный и Юго-Восточный округа города, соединив при этом Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе. Она проляжет от новой трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» до Косинской эстакады. Полностью движение по ней запустят в 2019-2020 годах.
Необходимо отметить, что СВХ – не единственная строящаяся магистраль такого уровня. Уже в 2018 году планируется закончить базовые строительные работы над Северо-Западной хордой (СЗХ).
Учитывая расположение СВХ, ее открытие повлияет, прежде всего, на рынок торговой недвижимости, говорит региональный директор департамента стратегического консалтинга Colliers International Владислав Николаев. Для торгового сегмента восточная часть Москвы к настоящему моменту имеет высокий потенциал, а данная хорда сможет улучшить доступность достаточно большого количества участков. Из действующих торговых центров реализация СВХ и СЗХ очень позитивно повлияет на ТРК «Золотой Вавилон Ростокино»: его доступность с востока и запада Москвы сильно улучшится. Что же касается деловых центров, то места расположения СВХ не относятся к основным офисным кластерам и зонам спроса на офисы, уточнил эксперт. Поэтому здесь какие-то существенные изменения маловероятны.
В целом же на развитие коммерческой недвижимости большое влияние оказывает открытие станций метро, говорит директор по развитию бизнеса отдела стратегического консалтинга компании JLL Мария Дворецкая. Как показывает практика, в таких случаях резко возрастают и ставки аренды помещений и темпы сдачи коммерческих площадей. «Запуск хордовых магистралей скорее косвенно отразится на коммерческих объектах. Безусловно, улучшение транспортной доступности повысит привлекательность этих районов Москвы для арендаторов, однако говорить в целом о резком улучшении вряд ли стоит. Многое будет зависеть от целого ряда факторов: удобный подъезд, наличие съездов, видимость объектов с магистрали и т.д.», – указывают в JLL.
По словам директора направления стратегического консалтинга в компании CBRE Ольги Земцовой, новые магистрали сильнее всего сказываются на комплексных проектах коммерческой недвижимости, если ранее труднодоступные территории имели низкий потенциал развития. С появлением важного драйвера — хорошей транспортной доступности, недвижимость в составе комплексного проекта становится интересной потребителю.
В любом случае, доступность и зона охвата торговых центров растет, а значит, большее число покупателей смогут добраться до них. Также доступность для клиентов и работников бизнес-центров становится более удобной, поэтому возрастает ликвидность офисов, говорит Ольга Земцова.
Кроме того, исторически восток Москвы слабо обеспечен транспортной инфраструктурой, так что СВХ поможет более полумиллиону жителей «замкадных» Косино, Косино-Ухтомский, Некрасовки, и других подобных районов, добираться до работы и городской инфраструктуры.
Александр Ковалевский