Минпромторг отметился «рядовой» инициативой

Министeрствo прoмышлeннoсти и тoргoвли РФ рeшилo дaть тoргoвым рядaм нoвую жизнь. Этoт прoeкт спeциaлисты вeдoмствa рaзрaбaтывaют с 2013 гoдa, oднaкo дo стaдии рeaлизaции oн дoшeл тoлькo сeйчaс. Пo иx мнeнию, пoдoбный фoрмaт, oриeнтирoвaнный в пeрвую oчeрeдь нa мaлый бизнeс, смoжeт выдeржaть кoнкурeнцию у сoврeмeнныx ТЦ и будeт вoстрeбoвaн пoтрeбитeлeм.

Кaк сooбщaeт «Рoссийскaя гaзeтa», в кaчeствe испытaтeльнoгo пoлигoнa выбрaн Ярoслaвль, пoд рaзмeщeниe тoргoвыx рядoв ужe oтoбрaны 12 тoчeк в спaльныx рaйoнax. Eсли экспeримeнт oкaжeтся успeшным, тo этим oпытoм смoгут вoспoльзoвaться и другиe нeбoльшиe гoрoдa, увeрeны aвтoры идeи. Крoмe тoгo, в нeкoтoрыx случaяx в плюс сыгрaeт исторический фактор, добавляет директор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям агентства АГТ Владислав Шулаев. «Торговые ряды в центре Костромы — Большие Мучные ряды, Красные ряды и другие — с XVIII века неизменно выполняют свою функцию, несмотря на появление торговых центров. Есть города, которые возродили и развивают свою купеческую репутацию — Гороховец, Рыбинск, Сарапул, Тверь. Им такой формат нужен обязательно», — заключил он.

В Минпромторге называют две яркие черты «рядового» формата. Первая: галерею составят площадки от 30 кв. м и менее. В ведомстве отмечают, что такие помещения сейчас практически нигде и никем не предлагаются в аренду, а наибольшую заинтересованность в такой «нарезке» проявит малый бизнес.

Вторая особенность заключается в том, что каждый магазинчик будет иметь собственный выход с витриной на пешеходную часть улицы. Это должно положительно повлиять на объем посетительского трафика и по максимуму задействовать доступное пространство. Президент коалиции малых торговых форматов Владлен Максимов подчеркивает, что помещения с таким набором характеристик найти достаточно сложно, что сдерживает развитие малого бизнеса. «В лучшем случае, это выкупленные квартиры на первых этажах с полным отсутствием доступной среды. Поэтому мы поддерживаем и приветствуем любые усилия по созданию достойных условий для развития малого предпринимательства», — заявил руководитель.

Концепция новых торговых рядов предполагает нахождение под одной крышей продуктовых лавок, точек общепита, представителей сферы услуг и развлечений. Обязательное условие — наличие большой благоустроенной площадки для проведения уличных ярмарок или местных праздников. Также задачей частного бизнеса, который и будет заниматься «рядовым» строительством, станет дальнейшее комплексное развитие территории вокруг них.

У проекта Минпромторга есть будущее, верит руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксана Копылова. Она не исключает варианта, при котором ярославскими наработками воспользуется в том числе и в столице. «Торговые ряды скорее являются конкурентами не современным торговым центрам, а магазинам у дома, которые расположены в шаговой доступности. В Москве, особенно в центральных районах, наблюдается дефицит магазинов именно этого формата. Продуктовый гипермаркет в крупном ТЦ можно посещать раз в неделю, а ежедневные покупки большинство все же предпочитает делать, как правило, в магазинах около дома. Поэтому торговые ряды с продуктами питания станут «новой старой» альтернативой именно магазинам у дома, и, безусловно, будут пользоваться хорошим спросом у жителей», — считает специалист.

Тем не менее у экспертов инициатива Минпромторга вызывает и ряд вопросов. Например, кто будет управлять подобными объектами. В ведомстве говорят, что эту роль возьмут на себя профессиональные операторы, однако у специалистов есть сомнения, получится ли здесь использовать такую модель. Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield, обращает внимание, что эффективность управления объектом определяется, в том числе, количеством арендаторов: «Чем больше операторов участвует в проекте, тем сложнее поддерживать «единообразность» объекта и соответствие формату», — подчеркивает она.

Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию инвестиционной компании Key Capital, делает акцент на том, что более или менее понятные сетевые операторы фреш-рынков только появляются, а о возникновении операторов продтоварных рынков говорить преждевременно. По словам руководителя, торговые ряды в том или ином виде продолжают существовать во всех городах России, на них все еще имеется потребитель, но качество и ассортимент представленного там товара часто не удовлетворяет требованиям целевой аудитории, избалованной крупными ритейлерами типа H&M, Zara, New Yorker и тому подобных. «Там современные вещи часто стоят дешевле, чем привезенные «челноками» товары. Если же мы говорим о некой поддержке «местных производителей», то опять же встает вопрос, кто они.  Продуктовики успешно торгуют на сезонных ярмарках, организованных в любом городе, а также сдают продукцию крупным FMCG-операторам для мытья, сортировки, фасовки и представления покупателям в цивилизованном виде», — делится мнением эксперт.

Нашлись и те, кто в принципе сомневается в жизнеспособности проекта Минпромторга. к этому лагерю, например, относит себя генеральный директор исследовательской компании Mar Consult Дмитрий Шиманов, апеллируя к прошлым начинаниям ведомства. «Инициатива Минпромторга идет вразрез с интересами организованной торговли и вряд ли её удастся реализовать на практике. По факту мы видим закрытие рынков, снос палаток и прочих элементов неструктурированной розницы. До этого инициатива Минпромторга в виде «фермерских»рынков выходного дня потерпела поражение. После первичной волны потребительского энтузиазма, люди разобрались, что так называемые тамбовские, орловские и воронежские «фермеры» попросту закупают одни и те же продукты на овощных базах и отличаются от прочего предложения в обычных магазинах лишь завышенной ценой», — категоричен руководитель.

Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.