Стaрeйший игрoк нa пeтeрбургскoм рынкe сeтeвoй прoдуктoвoй рoзничнoй тoргoвли «Нeттo» вынуждeн oслaбить свoи пoзиции в рeгиoнe. Кoмпaния, в сoстaв кoтoрoй вxoдят 43 супeрмaркeтa в Сeвeрнoй стoлицe и Лeнингрaдскoй oблaсти, вeдeт пeрeгoвoры с другими сeтями о продаже части бизнеса. Так, «Нетто» может уступить другим ритейлерам половину активов. Эксперты говорят о том, что при нарастающей конкуренции поглощение мелких операторов неизбежно.
Как утверждают участники рынка, около 20 магазинов компании приобретет «ТД «Интерторг», развивающий сети «Народная 7Я», «ИдеЯ» и Spar. Еще семь или восемь магазинов «Нетто» может забрать себе «Семишагофф», сообщает «Деловой Петербург».
«Нетто» работает на рынке продритейла Санкт-Петербурга с момента начала его формирования. Первый супермаркет компании открыл свои двери еще летом 1991 года. Ритейлера контролирует бизнесмен Сергей Гаскевич.
В 2016 году совокупная выручка сети составила 4,8 млрд рублей. В начале 2017 года ритейлер развивал 49 торговых точек «Нетто» и три супермаркета «Смарт». На данный момент в перечне магазинов сети указаны только 43 супермаркета «Нетто».
По другим данным, компания пока намерена лишь закрыть восемь малорентабельных магазинов, но не продавать торговые точки другим сетям, уточняет издание.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, напоминает, что оптимизация площадей происходит у всех ритейлеров — продуктовые тут не исключение. «В 2015−2016годах именно продуктовые сети развивались наиболее активно, особенно на фоне стагнации fashion-сегмента. В результате эффективность ряда точек оказалась ниже предполагаемой. В свою очередь, развитие конкурентов влияет на эффективность давно работающих магазинов. В результате мы наблюдаем оптимизацию сетей, закрытие наименее рентабельных магазинов. Из недавних примеров существенного сокращения или полного закрытия можно упомянуть «Гастроном 811», «Мармезан», «Естный», «Кир24», — заключает Фадеев.
В «Интерторге» газете подтвердили, что в мае планируют забрать 25 супермаркетов «Нетто» по переуступке прав аренды. Примерно на 15 адресах откроются магазины «Народная семья», а в остальных местах — Spar.
Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ритейлеров Colliers International в Санкт-Петербурге, указывает, что продовольственный сектор на рынке street retail остается одним из самых перспективных. «В этом году мы ожидаем сохранения стабильного темпа экспансии крупных продуктовых сетей и появления на рынке новых имен. Основной тенденцией этого сегмента можно назвать становящийся все более популярным формат «у дома», в котором развиваются такие продуктовые сети, как «Перекресток», Spar и АВ Daily. Среди новых операторов, вышедших на рынок, можно отметить «Сырный сомелье», Bateel, Nippon, «Бокаламало», «Гросс Маркет», — перечисляет эксперт.
Ранее управленческий персонал «Нетто» предпринял попытку конкурировать по ценам с федеральными сетями, занижая стоимость товаров на полках, что негативно повлияло на финансовое состояние сети.
По словам заместителя руководителя отдела исследований рынка недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE Елены Тищенко, 2017 год выдался очень активным в сегменте продуктового ритейла. «Крупные сети открывали новые магазины или выходили на рынок с новыми концепциями. Таким образом, высокая конкуренция в данном сегменте и низкая платежеспособность населения привела к тому, что наименее активные игроки вынуждены сокращать свое присутствие или уходить с рынка. В 2018 продуктовый ритейл будет развиваться за счет оптимизации существующих торговых точек. Некоторые компании продолжат развитие за счет открытия магазинов преимущественно в местах крупной жилой застройки и новых развивающихся районах, удаленных от центра города», — анализирует специалист.
В целом эксперты сходятся во мнении, что в нарастающей конкуренции поглощение крупными сетями более мелких неизбежно. Вопрос успешности функционирования игроков сегодня зависит от выбранных локаций, коммерческих условий и продуктовой матрицы операторов. В этом ключе стоит упомянуть не только «Нетто», но и ритейлера «Сетка», закрывшего свои магазины в 2015 году.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.