В стoлицe плaнируeтся пoстрoить двa дoпoлнитeльныx вoкзaлa, сooбщaeтся на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы. Инфраструктурные объекты призваны стать частью новой системы наземного метро. Запуск сооружения этой транспортной системы накануне анонсировал мэр Сергей Собянин. Эксперты считают, что программа, которая включает создание дополнительных вокзалов, придаст Москве новый градостроительный импульс.
На данный момент в городе функционируют девять железнодорожных вокзалов. Новыми транспортными комплексами могут стать остановочные пункты «Каланчевская» рядом с Ленинградским вокзалом и метро «Комсомольская» и «Царицыно» вблизи одноименной станции метро. Как отмечается в сообщении ведомства, необходимость дополнительного переноса остановочных пунктов будет выяснена после завершения анализа вопроса с блоком пассажирских перевозок ОАО «РЖД» и с учетом мнения пассажиров, а также жителей Москвы.
Новый транспортный проект МЦД (московские центральные диаметры) на этой неделе уже одобрил президент РФ Владимир Путин. Проект главе государства лично представили Сергей Собянин и президент РЖД Олег Белозеров. Речь шла о линиях наземного метро, объединяющих столичные железнодорожные направления. Проект призван увеличить скорость перемещения из одного конца Москвы в другой в два раза.
Первая ветка МЦД-1 от Лобни до Одинцова через Долгопрудный и Сколково протяженностью 50 км консолидирует белорусское и савеловское направления. МЦД-2 объединит Нахабино и Подольск или рижское и курское направления. Ввести в эксплуатацию данные диаметры планируется уже в 2018–2019 годах. Объем инвестиций в работы по оборудованию дороги Лобня – Одинцово составит 8 млрд рублей, а Нахабино – Подольск — 12 млрд рублей. В будущем столичные чиновники и РЖД намерены объединить все девять направлений железной дороги, сформировать 17 сквозных маршрутов.
Владислав Николаев, региональный директор департамента стратегического консалтинга Colliers International, считает, что если рассматривать ТПУ «Каланчевская» и ТПЦ «Царицыно» отдельно, то они влияют только на локальное окружение. «Если проектные решения позволят, то в рамках данного ТПУ можно будет заложить большой объем торговых площадей в формате ТРК, а не только сопутствующую инфраструктуру. Если смотреть глобально влияние МЦД-1 и МЦД-2, то это позволит улучшить потенциал некоторых локаций для торговых и жилых проектов. Максимальное влияние на локальные рынки будет в том случае, если в рамках МЦД-1 и МЦД-2 будут создаваться новые остановки, так как это фактически приведет к существенному изменению локального рынка и транспортной доступности. Таким образом, появится возможность реализовать на самых крупных остановках локальные торговые центры, а также увеличить темпы продаж и стоимость продажи жилья», — анализирует специалист.
Андрей Ковалев, собственник ГК «Экоофис», говорит о том, что вокзалы, станции и ТПУ — объекты, идеально подходящие для развития торговой недвижимости и общепита. «В последние годы активно идет их развитие в этом направлении, но потенциал остается огромным. Пассажирам удобно совершать покупки по дороге с работы домой. При этом трафик станций, и особенно пересадочных узлов, может составлять сотни тысяч пассажиров в сутки, что позволяет не просто развивать торговую инфраструктуру самих узлов, но и строить ТЦ и ТРЦ от окружного до регионального и даже суперрегионального формата в зависимости от насыщенности конкретной локации качественными торговыми объектами. Безусловно, с открытием МЦД инвестиционная привлекательность прилегающих территорий и объектов на них значительно возрастет», — отметил эксперт.
Предварительно объем вложений РЖД в развитие железнодорожной инфраструктуры составляет 25 млрд — 30 млрд рублей. Москва также вложит в систему порядка 20 млрд — 25 млрд рублей.
Проект создания крупного ТПУ на «Каланчевской» был разработан еще 6 лет назад. Так, в 2011 году РЖД намеревались инвестировать в него 208 млрд рублей. Первоначально узел планировалось сделать хабом для всех аэроэкспрессов столицы.
Антон Коротаев, директор по развитию бизнеса группы консультационных услуг компании JLL, напоминает, что ранее обсуждалась идея выноса вокзалов за пределы центральной части города для снижения нагрузки на транспортную инфраструктуру, и это решение виделось логичным. «При этом более верным, на наш взгляд, является расположение вокзалов в децентрализованных районах на крупных транспортных магистралях, которые предоставляли бы пассажирам удобный доступ в другие части города. Все вокзалы имеют огромный потенциал, который пока не реализован. Как минимум возможно развитие самих зданий вокзалов. Так, при правильном проектировании и направлении потоков площади на вокзалах представляют большой интерес для ритейлеров. При этом не нужно забывать и о масштабных привокзальных территориях и грузовых дворах — больших земельных участках в центральной части города, которые кроют в себе значительный коммерческий потенциал», — заключил Коротаев.
Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.