Любoй стиль дизaйнa интeрьeрa – бaрoккo, мoдeрн, клaссикa – oбъeдиняeт oднo oбщee прaвилo, a имeннo прaвилo пoстрoeния жилoгo прoстрaнствa. Слeдуeт пoнимaть, чтo дизaйн, прeждe всeгo, oснoвывaeтся нa вoсприятии инфoрмaции чeлoвeкoм нa псиxoлoгичeскoм урoвнe. Этo нeзыблeмый фундaмeнт, oстaющиxся нeизмeнным при любыx услoвияx.
Oкружaющиe прeдмeты, сaмa срeдa, ee aтмoсфeрa, оказывают огромное влияние на человека, его самочувствие и настроение. Правильная обстановка способствует глубокому отдыху и «зарядке» энергии; человек, который живет в правильной среде, внешне заметно отличается от окружающих. Он спокоен, уравновешен, в хорошем расположении духа и тела. Понять его можно, посетив его дом – там настолько комфортно, что уходить не хочется. И атмосфера комфорта создается именно в комплексе – цвет, обстановка, предметы быта.
Не стоит унывать – этому можно научиться. Можно научиться красиво оформлять интерьер своего жилья и красиво жить.
Правило первое – правило золотого сечения
Как известно, мозг человека имеет два полушария – техническое и гуманитарное. Так вот, когда мы рассматриваем какой-либо предмет, первым реагирует правое полушарие, техническое. В случае, когда «просканировав» предмет по четким и кратким пропорциям, наличию одинаковых элементов и их повторения, техническая часть не обнаруживает для себя нужной информации, подключается гуманитарная часть. В ее компетенции фантазия, ассоциативный ряд, и прочие лирические направления. Рисуя картину, художник должен избегать резких линий, иначе вся красота полотна пропадет зря – гуманитарное полушарие не отреагирует на нее.
Правило золотого сечения заключается в отсутствии кратных, четких делений, и наличии иррациональности, ассиметрии. К примеру, если стоит задача совместить два цвета обоев на треть стены, следует отмерить треть с запасом.
Аспекты психологии восприятия визуальной информации в дизайне интерьера
Давайте разберем на составляющие предметы и явления, которые окружают нашу повседневную жизнь. Мы четко знаем: нравится эта картина, не нравится, красива комната или нет. Наше сознание уже имеет готовый результат долгой аналитической работы мозга, причем это происходит молниеносно.
Наш взгляд, фокусируясь на картине, всегда начинает с верхнего левого угла, и перемещается в нижний правый. Так происходит всегда, независимо от нашего желания. Потом взгляд выхватывает из общего обилия красок яркие пятна, и далее концентрируется на смысловых элементах.
Для наглядности возьмем геометрические фигуры. Их расположенность относительно друг друга (допустим, квадрата и круга) всегда окрашена эмоциональными красками, и порой способна вызвать негатив, отрицание. И происходит это оттого, что картина для нас начинается из верхнего левого угла, и по диагонали, продолжается в правый нижний. Элементы изображения воспринимаются поочередно, во времени, в действии.
Потолок помещения имеет форму квадрата. Люстра – округлая. Возникает ощущение, что квадрат поглощает шар, ассоциируясь в голове с нехорошим, злым. Иная картина – квадратный пол и круглый аквариум. Формы теперь воспринимаются в обратном порядке – маленький круг превалирует над большим квадратом, и это побуждает у нас чувство уверенности, незыблемости.
Энергия – она есть или ее нет
Минор и мажор – два контраста. Вяленькая, неуверенная, тонкая мелодия. Ее антагонист – бьющая ключом энергичность, стремительность, воспарение.
Мажор-минор – дизайн
Подобный контраст созвучен струнам нашей души. Мы прекрасно понимаем, каково это. Эмоции, характер выражаются в интерьере цветовыми решениями. Холодный мотив – минор, теплый, жаркий – мажор. И сплетаясь в едином танце, они отражают и тонко подчеркивают наши эмоциональные ощущения,
Эмоции можно выражать с помощью формы.
Возьмем для примера снова картину. Картина-минор являет взору низвергающуюся сверху вниз линию горизонта. Картина-мажор, напротив, показывает линию, взлетающую ввысь.
Арабы – интересные люди, не менее интересна их культура. Они читают и пишут наоборот – справа-налево. И мир воспринимают также наоборот. Так что, возможно, их музыка, кажущаяся нам беспросветной и унылой, вызывает у них возбуждение, бодрит?
Художникам свойственен размах. Они смело используют форму и цвет для акцента на глубину чувств. Но мы не можем быть столь откровенны, продумывая интерьер своего дома. Мы не хотим придать остроту, навязчивость той или иной эмоции. Именно поэтому настроение, создаваемое в дизайне интерьера, очевидно, но не навязчиво.
Форма и цвет – наиболее выразительные средства в дизайне интерьера. Умело используя сочетания, мы наполняем наш дом шиком и блеском, утонченностью и изяществом, безыскусной простотой или аскетичностью.
Не затевайте ремонт, пока вы не продумали все от «А» до «Я». Ибо небрежность и упущенные детали в интерьере заставят вас дорого заплатить – нервами, средствами, временем. Проект должен быть полным – от используемых строительных материалов, контуров, потолка, пола, стен, до мебели и мелких предметов декора интерьера. Лучше потратить лишние часы сейчас, чем лишние недели позже. И помните главное – никогда, ни при каких условиях, не оклеивайте стены светлыми обоями, не устанавливайте светлую мебель и светлые двери! И наоборот. Ибо такая кошмарная, безликая комната, вряд ли порадует вас.
Живопись в дизайне интерьера – отнюдь не в роли декорации
Мировая живопись уже доказала свое предназначение в качестве допинга для чувств и настроения. Хорошая картина, по-настоящему хорошая, способна творить чудеса, побуждать в нашей душе искренние эмоции, дарить заряд бодрости, энергии, или наоборот, успокаивать, ввергать в задумчивость – смотря кому что по нраву. Отчего так? Мистика? Умелая игра на струнах психологии человека?
Таковы основные правила дизайна интерьера. Главенствующие акценты расставлены, теперь уже легче пускаться в самостоятельное плавание под названием «дизайн интерьера». И еще: почитайте книгу Василия Кандинского «О духовном в искусстве». Она, несомненна, вызовет у вас интерес.