«Почта России» осваивает интернет-торговлю

ФГУП «Пoчтa Рoссии» сoвмeстнo с группoй «ВТБ» зaпускaeт прoeкт стрoитeльствa 38 лoгистичeскиx цeнтрoв пo всeй стрaнe. Плaнируeтся, чтo сoвoкупнaя суммa инвeстиций в oбъeкты сoстaвит 24 млрд. руб., a иx oбщaя плoщaдь – oкoлo 400 тыс. кв. м. В сoвмeстнoм информационном заявлении отмечается, что инициатива нацелена на покрытие потребностей российских и зарубежных операторов дистанционной торговли. Эксперты же отмечают, что «Почта России» нацелена осваивать рынок интернет-торговли. По их словам, многие объекты логистического комплекса почтового оператора устарели, и проект ждет успешное воплощение в жизнь. Единственным подводным камнем может стать высокая технологичность фулфилмент-центров, что потребует от их создателей столь же высокой квалификации.

ФГУП «Почта России» совместно с группой «ВТБ» осенью этого года запускает масштабный проект строительства 38 логистических центров, планируемая сумма инвестиций в которые составит 24 млрд. руб., а совокупная площадь – около 400 тыс. кв. м. С этой целью организации заключили договор о создании Акционерного общества «Национальные Логистические Технологии». Его подписание генеральным директором «Почты России» Николаем Подгузовым и председателем правления банка «ВТБ» Андреем Костиным состоялось во Владивостоке в рамках «Восточного экономического форума-2018».  

В соответствии с условиями договора, владение предприятием будет осуществляться сторонами в паритетном порядке. В течение трех лет каждая из них инвестирует в проект 10,19 млрд руб. Финансирование строительства в рамках «Национальных Логистических Технологий» будет происходить с помощью вкладов в уставный капитал с одновременной эмиссией акций в пользу каждого из партнеров.

Как было отмечено в совместном информационном заявлении финансовой группы и почтового оператора, проект осуществляется с целью удовлетворения потребностей российских и зарубежных операторов дистанционной торговли. При этом логистические комплексы выйдут на открытый рынок. В «Почте России» надеются, что ключевые поставщики товаров впоследствии станут якорными арендаторами этих объектов, а благодаря запуску хабов покупатель сможет получить товар на следующий день после заказа во всех больших городах России и через день – в областных центрах. Николай Подгузов также отметил, что охват 34 городов размещения логистических объектов составляет более 80% населения страны.

Система терминалов будет носить трехуровневый характер. В состав первого уровня войдут 7 хабов в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск и Хабаровск. Они будут находиться в аэропортах или рядом с ними. Еще 10 центров второго уровня построят в городах, численность населения которых превышает 1 млн человек. Наконец, оставшийся 21 объект третьего уровня обеспечит доставку интернет-заказов в городах и областях, население которых составляет не менее 500 тыс. человек.

По оценкам генерального директора S.A. Ricci Александра Морозова, уровень арендных ставок зависит от конкретного региона и состояния локального рынка. Однако усредненный порядок цен может быть в диапазоне от 4 до 12 тыс. рублей за кв. м в год. Что же касается цены покупки, то при заявленном бюджете и площади портфеля, средняя стоимость метра составит около 60 тыс. руб., что существенно превышает среднерыночную стоимость приобретения участка и строительства на нем качественного склада класса А, комментирует директор департамента рынков капитала Colliers International Денис Платов. По его словам, средний срок окупаемости по портфелю логистических центров составит около 7-8 лет при условии рыночных ставок аренды и стандартных для класса А спецификаций. «Сейчас сложно дать прогноз по этому конкретному проекту, однако средняя окупаемость вложений на рынке складов в целом составляет около 7 лет», – подтверждает руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield Егор Дорофеев.

По словам заместителя директора отдела исследований рынка CBRE Василия Григорьева, логистическая сеть «Почты России» покрывает всю территорию страны и является крупнейшим логистическим оператором России. Тем не менее, объекты, из которых состоит эта сеть, в большинстве своем устарели, и вполне логично, что динамично развивающаяся компания активно модернизирует свою логистическую инфраструктуру. «Мне сложно оценить нынешнее состояние складского комплекса «Почты России», однако известно, что уже началось инвестирование в современные складские комплекты в ряде регионов. Предполагаю, что основная масса их площадей – объекты достаточно старой постройки», – соглашается Егор Дорофеев.

По мнению Василия Григорьева, у этого проекта есть все слагаемые для успешного воплощения: «Это грамотный менеджмент и команда, поддержка крупного банка, а самое главное – потребность рынка в появлении современной логистической платформы, работающей по всей стране. В частности, огромный потенциал для наполнения новых складов «Почты России» исходит от сегмента онлайн торговли: объемы интернет продаж в регионах растут. Растет и потребность в возможности получить приобретенные товары по месту жительства вне зависимости от того, в крупном городе живет покупатель или в сравнительно небольшом населенном пункте». «Думаю, проект фактически «обречен на успех», ведь у «Почты России» очень сильный партнер в лице группы «ВТБ», что позволит более качественно обрабатывать существующие объемы и быть готовыми к росту рынка», – подтверждает Егор Дорофеев. По его мнению, «Почта России» является идеальной площадкой для создания сети логистических объектов за счет своего географического покрытия, наличия существующего потока грузов и узнаваемости бренда. «Очевидно, «Почта России» нацелена осваивать рынок интернет торговли», – резюмирует Александр Морозов.

И все же, в компании S.A. Ricci указывают и на некоторые подводные камни при осуществлении масштабных планов строительства логистических центров. По мнению Александра Морозова,  таковым может стать качество исполнения и оснащения: «Насколько можно понять из заявления, речь идет о создании фулфилмент-центров, которые работают на конкретные населенные пункты. Однако необходимо учесть, что особенностями таких центров являются высокая степень технологизации и хорошее понимание специфики погрузки/отгрузки и сборки товаров – ведь ошибки и опоздание на несколько часов могут стать причиной потери не только клиента, но иногда и всего бизнеса».

 

Александр Ковалевский

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.