Реставрация старинного паркета





 

Дeрeвянныe нaпoльныe пoкрытия, изгoтoвлeнныe мaстeрaми прoшлoгo, — нaстoящиe прoизвeдeния искусствa. Сoxрaнившись в пeрвoнaчaльнoм видe, oни пoзвoляют нaм пoлучить прeдстaвлeниe o стрoитeльнoм мaстeрствe, эстeтичeскиx прeдстaвлeнияx и oсoбeннoстяx oбрaзнoгo мышлeния ушeдшиx эпox. Кaждoe нaпoльнoe пoкрытиe сoздaнo в сooтвeтствии с тexничeскими вoзмoжнoстями свoeгo врeмeни и бeзмoлвнo рaскрывaeт истoрию рaзвития стрoитeльныx тexнoлoгий.

Стaрыe дeрeвянныe пoлы пoзвoляют зaглянуть в прoшлoe и дaть eму сoбствeнную интeрпрeтaцию. Блaгoдaря этoму мoлoдoe пoкoлeниe приoбщaeтся к oпыту прeдкoв и вoспринимaeт eгo кaк свoй сoбствeнный.

Уxoд зa стaринным пaркeтoм дoлжeн быть щaдящим. 200-лeтнee пoкрытиe трeбуeт бeрeжнoгo oбрaщeния, a вмeшaтeльствo в oсoбeннoсти кoнструкции, пoпытки измeнить чтo-либo в тexнoлoгии уклaдки спoсoбны искaзить eгo истoричeскoe сoдeржaниe. Тaкoй пaркeт мoжнo считaть бeзнaдeжнo утрaчeнным: сoxрaняя внeшний вид, oн пoтeряeт внутрeннюю сущнoсть, рaскрывaвшую сeкрeты мaстeрoв прoшлыx вeкoв. Для будущeгo этo пoкрытиe будeт ужe бесполезным.

Именно поэтому реставрационные работы паркетчика начинаются с полного документального описания пола. Задача мастера — подробно зафиксировать каждую особенность паркета и описать состояние конструкции на момент обнаружения.

Работая с межэтажными деревянными балочными конструкциями, мастер должен учитывать их особенности: в строительно-физическую концепцию здания нужно вписать паропроницаемую систему перекрытия с хорошей вентиляцией.

По возможности реставраторы стараются восстановить существующее основание пола. Когда состояние конструкции таково, что отремонтировать ее уже невозможно, под паркет укладывают новое основание. В качестве материала можно использовать только натуральное дерево. Никакие заменители неприменимы.

Фанера и древесностружечные плиты быстро разрушаются. В идеале, мастер старается придерживаться изначальной технологии создания подстилающей конструкции старинного пола. Отклонения от нее или использование других материалов могут привести к уничтожению исторической основы памятника.

Одна из самых первых напольных строительных конструкций на Руси называлась «мост». Ее суть — в укладке досок непосредственно на землю. Первые полы были именно такими. Эта же технология применялась и для обустройства пешеходных дорог, что и дало им название «мостовые».

Позже на смену «мосту» пришли новые технологии укладки полов. Строители стремились найти возможность исправить недостаток мощеных полов: материал на первых этажах впитывал воду. Чтобы предупредить отсыревание досок, стали изготавливать первые подстилающие конструкции – «клади», балки, позже сменившиеся лагами.

Однако деревянные «клади» тоже впитывали влагу и быстро разрушались. Нужно было искать возможности избежать соприкосновения с землей. Для этого под «клади» устанавливали каменные или кирпичные подставки, а потом — металлические балки. Эта технология приобрела название «мостить по кладям», а сама конструкция — «подмостки».

При обустройстве полов лаги должны были укладываться от одной стены к другой, противоположной, и быть параллельными друг другу. Важно было не допустить соприкосновения торцевых частей лаг со стенами. Так проводилась профилактика поражения дерева грибком.  

Подпольное пространство обязательно должно было хорошо вентилироваться, чтобы не скапливалась влага. Межбалочные промежутки заполнялись строительным мусором или хорошо просушенным песком. Чтобы подпольная конструкция вентилировалась, уровень засыпки был ниже верхней кромки балок. Таким образом, проводилась профилактика развития плесени.

Способность досок к деформации также учитывалась: «мост» обустраивали на «кладях» так, чтобы доски, в том числе и покоробленные, имели несколько точек опоры. Обрезные доски крепились к балкам деревянными дюбелями или металлическими скобами с небольшим, около 20 мм, зазором.

Появление разных видов паркетов поставило мастеров интарсии перед серьезной проблемой: нужно было научиться обустраивать долговечные подстилающие конструкции. Конструкция «черного» пола надежна, но ее основание было неровным. Сделать поверхность гладкой пытались самыми различными способами: использовали выравнивание щитов паркета по заранее определенным нескольким точкам (халтурный способ), подкладки из дранки, подстилание опилок и стружки, выравнивающие клинья.

Все эти способы давали одинаковый результат: при эксплуатации конструкция быстро расшатывалась. Между щитами появлялись крупные зазоры. Мастера искали все новые технологии и остановились на укладке паркета на шлифованные пригнанные доски. Этот метод позволил достигнуть цели.

Первые дощатые «черные» полы практически не обрабатывались. Позже поверхность стали циклевать. Это трудоемкая и высококвалифицированная работа. Паркетчик должен был не только снять выступы в отдельных стыках, его задачей было полное выравнивание пола вручную.

Уход за первым паркетом был незатейливым: его просто проскабливали. Для этого поверхность натирали грубой щеткой с раствором щелочи и песка. Напольные покрытия пропитывали топленым салом, органическими красящими составами или щелоком. Позже для этих целей стали использовать расплавленный пчелиный воск, на смену которому пришла пропитка льняной олифой. Именно олифа оказалась наилучшей пропиткой: она защищала поверхность от разрушительного влияния воды и грязи.

Пропитанные льняной олифой полы приобретали более темный оттенок, и поверхность как будто оживала. Для придания блеска древесину покрывали лаком на кислотной основе. Этот состав и придавал глянец, и предохранял полы.

Интарсия – не единственный способ добиться высокой эстетичности напольных покрытий. Также использовался цветной паркет. Еще с 17 века мастера протравливали древесину различными реактивами. В результате такой обработки материал приобретал различные оттенки.

Пропитки состояли из различных органических компонентов, а планки промачивались на всю толщину. Например, чтобы кленовая планка приобрела зеленый цвет, ее пропитывали железным и медным купоросами. Вымачивание в воде из-под кожуры зеленых грецких орехов придавало светлой древесине коричневые оттенки. Позже стали использоваться патинирующие составы, благодаря которым паркет мог имитировать поверхность мрамора или мореного дерева.

В красители, использовавшиеся для обработки напольного покрытия, добавляли воск, а на древесину наносили протеиновые и казеиновые клеящие составы. Ухаживать за такими полами было непросто. В соответствующем руководстве, выпущенном в 1875 г., говорится о том, что естественный цвет материала вощеной поверхности восстанавливается с помощью поливания желчью и натирания песком. После окончания процедуры пол промывался чистой водой, а потом проскребался.

В качестве моющего средства использовался слабый раствор серной кислоты. Еще раз промыв пол водой, его оставляли высыхать, после чего приступали к новому грунтованию. Со временем для очистки поверхности стали использовать скипидар, что существенно облегчило работу.

Паркетчик, взявшийся за реставрацию старинного пола, ни в коем случае не должен использовать метод шлифования машиной и современные лаки. Популярные сегодня технологии не могут применяться для старых покрытий: все следы прежней обработки будут уничтожены, а это разрушит восприятие прежних технологий обработки и отделки поверхности древесины.

Старинные полы представляют собой большую художественную ценность. При использовании для паркетных шлифовальных машин обработки поверхности древесины выделяется тепло, способное полностью разрушить клеевое соединение. Таким образом, покрытию будет нанесен непоправимый ущерб.

Работа над реставрацией старинного паркета и укладка современного базируются на совершенно разных методах. При восстановлении старых поверхностей мастеру об этом нужно помнить постоянно.

В советское время практически все жилища были одинаковыми: типовые безликие проекты серых коробок, стандартные интерьеры жилых и общественных зданий, одинаковые предметы мебели. В перестроечный период люди постепенно стали осознавать, что дома могут и должны быть разными, а помещения способны отразить индивидуальность владельцев.

Сегодня же мы стараемся забыть о холодном и сером прошлом. Поэтому многие меняют устаревшие полы на оригинальные и красивые напольные покрытия, отражающие особенности их мировосприятия и становящиеся изюминкой интерьера.

Современные дизайнеры и производители паркета обращаются к наследию прошлого. Сейчас можно заказать самые сложные напольные мозаики, изысканные бордюры или роскошные стильные розетки. Мастера черпают вдохновение в высокохудожественных исторических памятниках XVIII — XIX вв. Традиции русского зодчества успешно возрождаются в работах наших современников.



Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.