Лeтo – этo нe тoлькo пoрa oтпускoв, нo и пoрa пoвышeннoй aктивнoсти прeдстaвитeлeй стрoитeльныx и oтдeлoчныx прoфeссий. Этo сaмoe xoрoшee врeмя гoдa для мaлярнoгo видa рaбoт.
O сoврeмeнныx спoсoбax пoкрaски гoвoрилoсь ужe нeмaлo. Блaгoдaря oгрoмнoму выбoру и ширoкoй пaлитрe, мoжнo дoбиться нe прoстo крaсивoй пoвeрxнoсти, нo и пoлнoй эксклюзивнoсти в oфoрмлeнии интeрьeрoв дoмoв. Мaлярныe рaбoты oбычнo прeдстaвляют зaвeршaющий этaп, oт кaчeствeннoгo выпoлнeния кoтoрoгo зaвисит вeсь кoнeчный вид oбъeктa.
Eсли принятo рeшeниe o сaмoстoятeльнoм выпoлнeнии этoгo пoслeднeгo штриxa, тo дeйствoвaть нужнo тaк, кaк рaбoтaeт нaстoящий xудoжник, a имeннo, сoстaвить мыслeнный плaн прeдстoящeй рaбoты и прeдстaвлeниeм кoнeчнoгo рeзультaтa и oвлaдeть нeoбxoдимыми тexникaми и приeмaми. Чтoбы рeзультaт трудa пoрaдoвaл, нужнo принять к свeдeнию нeскoлькo прaктичeскиx сoвeтoв, имeющиx oтнoшeниe к лaкoкрaсoчным рaбoтaм.
Пoдгoтoвкa
Eсли считaть, чтo прoeкт интeрьeрa или экстeрьeрa ужe имeeтся, тo нaвeрнякa учтeны всe нюaнсы рaбoты — придумaны цвeтoвыe сoчeтaния, учтeнo oсвeщeниe, рaссмoтрeны рaзличныe вaриaнты эффeктoв, пoлучaeмыx при oкрaскe нe пoxoжиx здaний (бaнкoв, музeeв, гoстиниц и т.д.). Тeпeрь мoжнo нaчинaть рaбoту.
Нo пeрeд этим нужнo приoбрeсти тoт минимaльный нaбoр инструмeнтoв, кoтoрый будeт нeoбxoдим в рaбoтe. Этo флeйцeвыe кисти 50мм и 100мм, кисть тoнкaя, вeдрo, в кoтoрoм смeшивaют крaску, вaлик, имeющий смeнную нaсaдку и длинную съeмную рукoять, рулeткa, пoдстилкa в видe клеенки, на которой будет располагаться инвентарь, лоток, где смешиваются краски, наждачная бумага и шпатель. Обязательно нужно приготовить растворитель и ветошь, которые будут нужны в процессе работы для отмывания поверхностей и рук. Если в работе планируется создание некоторых эффектов, то будет нужно некоторое дополнительное оборудование, о котором пойдет речь ниже.
Для правильного расчета необходимого количества лакокрасочных материалов, нужно произвести предварительные замеры поверхностей. Рассчитать площадь всех стен можно, умножив периметр пола на высоту комнаты. Потолки просчитываются так же, как пол, — перемножаются длина и ширина. Площадь дверей и окон вычитать не нужно. Тогда будет некоторый запас краски, позволяющий не экономить, а качественно прокрашивать все поверхности. Кроме того, небольшое количество материала уйдет на окрашивание дверных косяков и оконных проемов, а так же ниш, карнизов и т.д.
В основном, покрытие каждой поверхности выполняется по два раза. При этом второй слой менее затратный по материалу, чем первый (на 20%). После измерения площадей, нужно воспользоваться готовыми расчетами расхода краски, указанными на упаковке. Если в качестве маляра трудиться еще не приходилось, то лучше взять краски чуть больше, чем того требует инструкция.
На начальном этапе нужно правильно подготовить поверхность к окрашиванию, хотя именно этот вид работы оказывается очень трудоемким и утомительным. Если не полениться и сделать подготовку основательно, то результат окрашивания обязательно будет положительным. Окрашиваемая поверхность должна быть чистой и гладкой (краска не скроет неровности, а наоборот, подчеркивает). Избыток шпаклевки нужно обработать шкуркой, другие неровности следует подвергнуть такой же обработке. После того, как стена стала идеально гладкой, ее покрывают грунтовкой. Чтобы защитить пол во время выполнения малярных работ, клеенку можно прикрепить скотчем возле плинтусов, тогда она не будет перемещаться.
Для выравнивания стен применяют шпаклевку, замешенную до консистенции густой массы. Шпаклевка жидкая даст сильную усадку, а недостаточно разбавленная трудна в работе. Для ремонта наружных углов используют вспомогательную рейку. Ее нужно прибить к одной стороне угла и шпаклевать вдоль нее. Когда шпаклевка высохнет, то же самое повторяют с другой стороны.
Грунтовка должна быть того же вида, что краска. Разные виды лучше не смешивать. При этом, если стена — пыльная, ее обрабатывают предварительно специальными материалами, закрепляющими поверхность и улучшающими адгезию. Для этого некоторые мастера используют раствор, приготовленный из 1 части ПВА (клей) и 5 частей воды.
Главные приемы техники окраски. В случае уже имеющегося навыка работы с такими материалами, как краска, не надо бояться испытывать что-то новое. Результат может быть достигнут быстрее, а качество выполнения понравится больше, ведь новые методики могут быть гораздо удобнее и проще.
Самих правил несколько:
Чтобы избежать неоднородности в цвете, следует сначала перемешать всю имеющуюся краску, вылив ее в ведро. Если для работы используется старая краска, ее предварительно отфильтровывают, переливая через металлическое сито в другую емкость. Промежуточные слои краски следует полировать мелкой шкуркой. Каждая стена окрашивается в один прием, чтобы вся поверхность сохла одновременно.
Для незначительной смены цвета стены двух слоев бывает достаточно, но если цвет меняется кардинально, бывает необходимость и в третьем.
Большие поверхности красят кистью 100-мм флейц. Мазки наносят во всех направлениях, при этом краску растирают не сильно.
Работая валиком, краску нужно наносит перекрывающимися полосами. Одно смачивание покрывает поверхность в 1 кв. м. Чтобы снять избыток краски с валика и выровнять расположение краски на нем, валик прокатывают по стыку, не набирая краски.
Стык потолка и стены окрашивают таким образом. На кисть набирают краски не как обычно, а чуть больше, и проводят по верхнему краю стены полосу на несколько сантиметров ниже потолка. Мазок получается более толстой. После этого краска распределяется с помощью все той же кисти до самого угла.
Декоративная отделка является самой интересной частью работы. Здесь можно вволю фантазировать, используя нетрадиционные приемы оформления и фактурные краски. Они более густые, чем обычные и благодаря этому свойству придают поверхности некоторый дополнительный объем. При этом их нанесение не отличается от обычного варианта. Для небольшой тренировки перед использованием новой техники или нового материала можно немного потренироваться, расположив на уровне глаз кусок фанеры и сделав по нему несколько мазков, чтобы лучше почувствовать качество краски.
Для разнообразия фактуры в работе применяют специальные рельефные валики. Для окрашивания углов удобно применять специальную круглую кисть. В нее набирают достаточное количество краски и набивают с ее помощью угол так, как будто имитируют результат работы валика. Можно создавать различные узоры, используя в работе специальную гребенку или что-то другое. Следует обрабатывать поверхность не более 1М2, так как краска быстро высыхает, и можно просто не успеть нанести узор. Рисунок обычно выбирается легко повторяемый. При участии различных покрытий для потолков тоже можно выполнять всевозможные рисунки, используя для этого разные приспособления. Примером тому может служить обычный смятый пластиковый пакет. На невысохшей краске чистым участком оставляют характерные отпечатки. Для этого под рукой должен находиться запас пакетов.
Техника создания узоров и оптических иллюзий
Современные эмали и краски позволяют на своей поверхности создавать различные иллюзии и эффекты. С помощью перспектив и цвета создаются различные узоры. А прозрачными лаками можно добиться эффекта свечения и придания глубины.
С помощью краски, называемой лессировочным колером, можно создавать всевозможные эффекты. Лессировка является одной из старейших методик отделки. Суть ее заключается в том, что сначала краску сильно разбавляют. А потом широким флейцем наносят на стены. При этом основное покрытие просвечивает через верхний слой. От чего создается ощущение глубины. Лессировка имеет очень разбавленную консистенцию. Для ее удержания на поверхности в раствор добавляют клей ПВА. Лессировка, положенная в несколько слоев и с незначительным изменением цвета, создаст ощущение глубины пространства. При этом она скопится в углублениях грубых поверхностей. А на выступах ее, напротив, не будет. Так станет лучше проработан рельеф обрабатываемой поверхности.
Рецепт лессировки, расчет на 1л. Смешивают метиловый спирт (600 мл), льняную олифу (300 мл) и масляные белила (120 мл). В качестве пигмента добавляют масляные краски для живописи. А можно приобрести и готовый акриловый состав.
Работа с лессировкой предполагает две основные техники:
1. Техника нанесения. При этом инструмент макают в лак или краску с последующим нанесением на стены.
2. Техника вымакивания. При этом состав для лессировки с помощью кисти наносится на стены, а потом прижимается какой-либо инструмент.
Нанесение базового слоя – непременное условие. Для этого нужно выбирать светлые тона. Потом глубину цвета можно будет усилить. Для этих целей прекрасно подходят водоэмульсионные и масляные краски для работ внутри помещения. При этом фактурные, грубые стены декорируют с помощью штамповки губкой, такая техника скрывает дефекты. Гладкие стены – для торцовки.
Для того чтобы работа была однородной, нежелательны перерывы. Поэтому перед ее началом следует убедиться, что все необходимые материалы и инструменты под рукой.
Итак, преобразить вид плоской стены поможет штамповка губкой. Первый, штампованный, слой создает узор, а многослойное последующее покрытие дает насыщенный и красивый цвет. Чтобы рисунок стал более выразительным, поверх первого слоя краски наносят более темные ее слои. Для создания хаотичности рисунка руку следует поворачивать в разные стороны при оттиске. Лучший результат дает использование натуральной морской губки. Здесь можно применить лессировочные колеры и различные эмали.
Как было упомянуто ранее, другим способом нанесения рисунка является вымакивание губкой. Эта техника дает лучший результат, если использовать губку натуральную. Тут также возможно применение лессировочных колеров.
Незначительно от штамповки губкой отличается штамповка тканью. Главное требование – ткань должна быть безворсовой. Эффектнее и проще производится штамповка с вымакиванием, чем с нанесением краски, потому что краска быстро забивает тряпку. Для получения хаотичного узора тряпку нужно чаще перехватывать. Хороший эффект дают лессировочные колеры. Примерно по тому же принципу осуществляется штамповка пакетом. Пластиковый пакет просто дает более выраженный отпечаток.
Отметим, что также можно использовать накатку тканью. Прокатывая по стене ткань, можно добиться ощущения складок, ниспадающих вниз. Но такой метод довольно сложный в плане создания однородности рисунка. Перед началом выполнения работ следует скрутить несколько рулонов тряпок в виде жгута и положить поблизости. Чтобы середина их не раскручивалась, нужно концы закрепить узлами. Чтобы добиться равномерности, нужно накатывать полосы внахлест.
Придать стене фактуру зернистости можно с помощью торцовки. Это техника набивания кончиком щетины. Прием приемлем только для эмали. Широким флейцем покрывают площадь в 1 кв. м с помощью лессировки. Затем выполняют отделку, легко постукивая торцом кисти по свежей краске. Для этого приема вполне подходящей будет жесткая одежная щетка с подравненными ножницами щетинками.
Краской можно создавать на плоскости всевозможные оптические иллюзии, методы — разные по своей сложности. Один из самых простых и распространенных – имитация кладки из камня. Для этого:
1. Стену окрашивают в светлый цвет. С помощью полосок малярного скотча намечают контуры будущих «камней». Последние будут имитировать каменную кладку.
2. Сверху наносят с помощью губки штамповкой два слоя более темной краски, не дожидаясь высыхания первого слоя.
3. Чтобы открыть швы, удаляют скотч. Тонкой кистью наносят несколько линий на «камнях», имитирующие трещины.
Очень красивым дополнением к отделке стен может быть рисунок. Его наносят в виде фрагмента на одну из стен, часть потолка или нишу. Рисунок может занимать небольшую поверхность или быть совсем блеклым, но он все равно прекрасно подчеркнет общую стилистику интерьера.
Таким образом, окраска стен — работа творческая, и она полна ярких и положительных эмоций, причем, если работать с энтузиазмом, результат будет просто превосходным.