Сеть «Магнит» уменьшает форматы

Прoдуктoвый ритeйлeр «Мaгнит» oткaзывaeтся oт гипeрмaркeтoв в пoльзу бoлee кoмпaктныx тoргoвыx тoчeк. Экспeрты укaзывaют нa плoxиe экoнoмичeскиe пoкaзaтeли этoгo фoрмaтa в oбщeм пoртфeлe мaгaзинoв сeти, и нaзывaют тaкoe решение обоснованным. В целом на рынке тенденция к сокращению площадей продолжается уже несколько лет. Среди причин отмечается снижение платежеспособного спроса и агрессивное дисконтирование магазинов малых форматов. И все-таки, гипермаркеты продолжают демонстрировать эффективность у ритейлеров, для которых они являются ключевым направлением розничного бизнеса.

Российский продуктовый ритейлер «Магнит», занимающий второе место в стране по обороту среди продуктовых сетей, представил инвесторам новую стратегию развития. Компания откажется от гипермаркетов в пользу супермаркетов и компактных торговых точек рядом с домом. Новые форматы предполагают размещение в них кафе, аптек, а также store-in-store  («магазины в магазинах»), где будут продаваться товары для детей и домашних животных.

Как заявила гендиректор «Магнита» Ольга Наумова, к настоящему моменту сеть располагает семью гипермаркетами, торговая площадь которых превышает 4,5−5 тыс. кв. м. Такие объекты будут перепрофилированы в торгово-развлекательные центры. Кроме того, вместо гипермаркетов планируется открывать супермаркеты новой сети «Семейный плюс».

На конец первого полугодия 2018 года в состав сети входило 244 гипермаркета. Кроме них «Магнит» объединял 16 960 торговых точек: 12 503 «магазина у дома», 213 супермаркетов «Магнит Семейный» и 4 000 магазинов дрогери.

Сопоставимые LFL-продажи гипермаркетов «Магнит» по результатам 1 полугодия 2018 года продемонстрировали наихудший результат среди всех форматов компании, упав на 6,7%, по сравнению с 1 полугодием 2017 года, комментирует старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян. Как уточняет партнер Colliers International Анна Никандрова, LFL-трафик гипермаркетов «Магнит» сокращается уже 4 год подряд: на 3,8% в 2015 году, 9,3% – в 2016 году, 7,9% – в 2017 году и 1,2% – в 1 полугодии 2018 года. Соответственно, снижается и показатель сопоставимых продаж на протяжении того же периода.  

Если в 2014 году на гипермаркеты сети «Магнит» приходилось 18% совокупной чистой выручки, то по результатам 2017 года и 1 полугодия 2018 года эта доля сократилась до 12% и 11% соответственно, говорит Анна Никандрова. По словам Константина Будагяна, это иллюстрирует относительно небольшую долю гипермаркетов в бизнесе и отставание выручки с 1 кв. м от среднего показателя. «В этом светеотказ в пользу супермаркетов и использование освободившихся площадей для мелкой нарезки выглядит разумным, – комментирует генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов. – Однако беспрепятственно сделать это получится только на собственных площадях. В объектах, где гипермаркет «Магнит» арендует площади, собственник ТЦ может оказаться не согласен с уменьшением формата, так как гипермаркет все еще воспринимается как якорный арендатор, притягивающий посетителей. Вероятно, в этом случае собственники попробуют использовать ситуацию для замены гипермаркета на другого, более успешного якорного арендатора». 

При этом сокращение гипермаркетов, вероятно, не повлечет существенных изменений в работе компании, прогнозирует Константин Будагян. Реакция инвесторов «в моменте» отчасти отражает общий информационный фон вокруг компании (Как  сообщил 27 сентября «Коммерсантъ», стоимость GDR на Лондонской бирже снижалась до 13,78 долл. за расписку, приближаясь к уровню ноября 2009 года, акции на Московской бирже упали до 3,77 тыс. руб. за бумагу, что стало минимумом с июня 2012 года). Долгосрочные перспективы в большей степени будут зависеть от эффективности управления основным форматом «Магнита» – «магазинами у дома», обеспечившего по результатам 2 квартала 2018 года 74% выручки ритейлера.

По словам Александра Морозова, в целом на рынке тенденция к сокращению площадей магазинов идет уже несколько лет. На сегодняшний день снижается величина реального платежеспособного спроса. Кроме того, формат «магазин у дома» отвечает программе современного городского развития «Мой район», призванной обеспечить жителей каждого района всем необходимым для жизни и досуга, практически уравняв в возможностях центральные и периферийные локации столицы. Кроме того, гипермаркеты испытывает последствия агрессивного дисконтирования магазинов малых форматов, добавляет Константин Будагян.

Другие крупные продовольственные сети также имеют проблемы со снижением трафика и темпов роста LFL-продаж в гипермаркетах, отмечает Анна Никандрова. К примеру, наблюдается снижение LFL-трафика в магазинах «Карусель»: на 1,1% в 2016 году, 0% – в 2017 году и 2,4% – в 1 полугодии 2018 года. Кроме того, LFL-выручка сети X5 Retail Group уступила форматам оператора «магазин у дома» и «супермаркет», снизившись с конца 1 полугодия 2017 года по конец 1 полугодия 2018 года на 0,4%, говорит Константин Будагян.

К слову, X5 Retail Group в какой-то момент также рассматривала возможность сокращения формата гипермаркетов, отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в России и СНГ Олеся Дзюба. При этом сейчас все продуктовые ритейлеры развивают направление магазинов у дома и супермаркетов, так как они наиболее востребованы среди потребителей.

И все же, ведущие сети, оперирующие гипермаркетами или близкими к ним в российских реалиях магазинами «cash and carry», продолжают работать с этими форматами, говорит Константин Будагян. Ведущая, по количеству гипермаркетов сеть «Лента» продемонстрировала по результатам 1 полугодия 2018 года рост LFL-выручки на 4,8%, при доле площадей гипермаркетов в 93%, подтверждая эффективность этих магазинов в случае, если они являются ключевым форматом розничного бизнеса. Сети «Ашан», «О’КЕЙ» и «Метро», также продолжают, несмотря на переток части покупателей в магазины у дома и супермаркеты, оперировать гипермаркетами.  «В целом формат гипермаркетов имеет право на жизнь: это как минимум удобно, если надо закупить все и сразу и при этом иметь большой выбор, – резюмирует Олеся Дзюба. – Один из наиболее успешных ритейл-представителей данного формата – сеть гипермаркетов «Глобус» – продолжает развиваться: в 2019 году запланировано открытие магазина в ТЦ «Саларис».

  

Александр Ковалевский

Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.