Упрaвлeниe зaщиты инфoрмaции Нaциoнaльнoгo бaнкa (FinCERTby) инфoрмируeт o том, что в Беларусь зафиксированы случаи телефонного мошенничества – вишинга.
Вишинг – один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий с карточным счетом/платежной картой с целью хищения денежных средств.
Установлено, что злоумышленники звонят клиентам белорусских банков и, представляясь сотрудниками банков (в том числе Национального банка), под различными предлогами просят предоставить паспортные данные, а также реквизиты банковских платежных карточек и коды, поступающие на телефонный номер клиента банка.
В большинстве случаев номера телефонов звонящих могут быть скрыты либо принадлежать операторам связи других государств. Однако в отдельных случаях мошенниками используются программы-анонимайзеры, IP-телефония. При этом номера телефонов, с которых осуществляются звонки, определяются как официальные номера, указанные на сайте банка.
Нацбанк обращает внимание, что сотрудник банка при звонке клиенту заранее должен знать все необходимые ему данные. Поэтому сообщать кому-то реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.
FinCERTby рекомендует в случае поступления подобных звонков сразу же обратиться в контакт-центр банка, эмитировавшего карточку, рассказать о ситуации и далее следовать рекомендациям сотрудника банка.
Если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты карточки или был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно заблокировать карточку и обратиться с заявлением в правоохранительные органы.