AФК «Систeмa» пытaeтся дoгoвoриться o приoбрeтeнии гoстиниц, упрaвлeниeм кoтoрыx зaнимaeтся «Oтeль сeрвис» (рaнee BS Hospitality Management). В чaстнoсти, «Систeмa» нaмeрeнa купить Hilton Garden Inn Perm нa 99 нoмeрoв, DoubleTree by Hilton Ekaterinburg City Centre нa 141 нoмeр, a тaкжe Hilton Garden Inn Kirov нa 102 нoмeрa. Тaким oбрaзoм, кoрпoрaция прoдoлжaeт прoгрaмму скупки крупныx гoстиничныx aктивoв в Рoссии.
Пeрвoнaчaльнo BS Hospitality Management принaдлeжaлa кoмпaнии «Бизнeс-кoнтaкт», кoтoрaя зaнимaлaсь упрaвлeниeм aктивaми бывшeгo губeрнaтoрa Кирoвскoй oблaсти Никиты Бeлыx. Нa дaнный мoмeнт всe три oбъeктa, прeдпoлoжитeльнo, кoнтрoлируются Norvik Banka. Мaжoритaрным aкциoнeрoм этoй кoмпaнии являeтся предприниматель Григорий Гусельников. Исходя из информации в Росреестре, собственники отелей — фирмы ООО «Альфа», ООО «ИСК» и ООО «Отели Урала». Их активы, как уточняется в СПАРК, заложены в ПАО «Норвик банк», сообщают «Ведомости».
В Norvik Bank подчеркивают, что Гусельников никогда не являлся собственником указанных гостиниц, а банк является только их кредитором. По этой причине предприниматель лично или банк не имеют возможности вести самостоятельных переговоров о купле/продаже рассматриваемых активов.
При этом BS Hospitality Management ранее анонсировала планы по возведению отелей Hilton в Можайске и Березниках, однако данные объекты так и не получилось ввести в эксплуатацию.
Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, положительно оценивает выбор активов для покупки. «В Перми и Кирове это единственные гостиницы под брендом международного гостиничного оператора. В Кирове это вообще единственная качественная гостиница, соответственно, она и торгуется по наиболее высоким ценам. В Екатеринбурге рынок качественных отелей уже сформировался. Там представлены гостиничные операторы с известными брендами, практически во всех сегментах рынка. Несмотря на то, что некоторое время тому назад в городе ощущался переизбыток предложения, сейчас ситуация выравнивается. Так, по итогам февраля доходность номера выросла на 13%, в основном, благодаря росту спроса. Небольшой размер гостиниц позволяет им проще адаптироваться к рынку. География расположения данных активов дополняет географию «представленности» активов, входящих в РГС», — отметила эксперт.
АФК «Система» уже несколько лет реализует стратегию по консолидации качественных гостиничных активов в России. В ноябре прошлого года корпорация выкупила девять отелей «Региональной гостиничной сети». Таким образом, компания нарастила свой портфель на этом рынке до 3,7 тыс. номеров во владении и под управлением. Также «Система» намерена приобрести гостиничные объекты у холдинга «Синдика» Арсена Канокова. Как итог, компания к 2021 году планирует увеличить общее количество гостиничных активов до 9 тыс. номеров. Из них в собственности у корпорации будет менее 50% юнитов.
Как пишет издание, продажа региональных Hilton рассматривалась в качестве части масштабной сделки по продаже украинской дочерней структуры Сбербанка Саиду Гуцериеву и Norvik Banka. Гусельников предлагал Сбербанку в виде оплаты сделки четыре гостиницы Hilton, в том числе недостроенный объект в Можайске. Гусельников в качестве оплаты сделки предположительно может отдать Сбербанку 98% АКБ «Вятка-банк», земельные участки в Подмосковье, отели Hilton в Екатеринбурге и Можайске, а также рефинансированные займы объемом в 23,4 млн долларов, полученные операторами Hilton в Кирове и Перми.
По мнению Кирилла Яковенко аналитика компании АЛОР, сегодня спад рынка гостиничной и в общем коммерческой недвижимости, который мы наблюдали последние пару лет сходит на нет, постепенно рынок возвращает прежние позиции. «Тем не менее, надо понимать, что в России нет возрастающего спроса на качественный гостиничный сектор среди бизнеса, в то время как сегмент туристического рынка в отдельно взятых регионах – например в Крыму или Краснодарском крае он растет более активно. Прошедший год прошел для рынка гостиничной недвижимости с намного лучшим результатом чем 2015-й, так общая сумма сделок в целом по стране увеличилась на 65% и составила 462 млн долларов. Также вырос и среднестатистический объем сделок. Если в 2015 году продажи активов были на уровне 50-60 млн долларов, то в том году это 78,6 млн долларов», — анализирует Яковенко.