X5 Retail Group решила сойти с «Экспресса»

X5 Retail Group нaмeрeнa нaйти нoвoгo влaдeльцa для сeти «Пeрeкрeстoк-Экспрeсс» в Москве из-за ее неудовлетворительной финансовой отдачи. При этом руководство компании отмечает, что сегмент, в котором работают магазины такого формата, имеет потенциал. С продажей «Экспресса» ритейлер сосредоточит внимание на своих основных площадках.

В X5 свое решение объяснили обычной бизнес-логикой. Так, «Перекресток-Экспресс» оказался единственным форматом в группе, который показал падение выручки за III квартал и 9 месяцев — соответственно на 13,7% (до 2,356 млрд рублей) и 11,1% (до 7,336 млрд рублей) при суммарной выручке компании за январь-сентябрь — 927,5 млрд рублей. Доля сети в общем объеме дохода составляет менее 1%. Зафиксировано и уменьшение такого показателя, как «средний чек»: с 266 рублей (год назад) до 257,1 рубля.

Сейчас X5 приступила к поиску нового владельца для указанной сети. Для подготовки сделки компанией выбран банк «Ренессанс Капитал».

По мнению Эвелины Ишметовой, директора по консалтингу и развитию инвестиционной компании Key Capital, ритейлеру лучше распродавать магазины не единым лотом, а частями. «Такие помещения с удовольствием купят индивидуальные предприниматели под продуктовые магазины. Стоить они будут от 250 тыс. рублей за 1 кв. м в зависимости от локации и размера, если речь идет о хороших спальных районах Москвы. Но этот способ может оказаться довольно долгим, пакетом уйдет быстрее, но уже с дисконтом», — добавляет она.

Специалисты считают, что «Экспресс» еще несколько лет назад стал «вымываться» из общей линейки X5. Формат позиционировался как некий промежуточный вариант между «Перекрестком» и «Пятерочкой», однако ребрендинг последней изменил существующую расстановку. По сути, «Экспресс» и «Пятерочка» стали во многом дублировать друг друга, а внутреннюю конкуренцию постепенно начала выигрывать именно обновленная сеть.

Главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман отмечает, что сегмент convenience store с торговыми точками площадью до 200 кв. м, в котором работает в Москве сеть «Перекресток-Экспресс», еще не израсходовал потенциал, который имеет на российском рынке. Однако, акцентирует топ-менеджер, при этом 90% организованной продовольственной розницы в России занимают три концепта: магазины «у дома», супермаркеты и гипермаркеты. А поскольку группа имеет «существенную долю рынка в этих форматах и потенциал ее дальнейшего роста», то компания на них и сосредоточится (универсамы у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель»).

Маржинальность обсуждаемого бизнеса наименьшая из всей линейки, то есть для оптимизации валовой выручки сегмента «Перекресток-Экспресс» нужно открытие большего числа точек, подчеркивает Эвелина Ишметова. Руководитель заявляет: запуск магазина на 200 кв. м по затратам и усилиям равен запуску магазина на 2 тыс. кв. м, и в данном контексте «нормальный управляющий выберет стратегию развития более крупных форматов». «Супермаркеты площадью до 200 кв. м не совсем профильное направление для компании. Проект, возможно, не оправдал ожиданий, и теперь его стремятся реализовать в наилучший период», — предполагает Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium.

Юрий Тараненко, руководитель управления развития коммерческой недвижимости ГК «Инград», согласен, что гиганту X5 управлять магазинами малой площади и заниматься «тонкими настройками», что требуют подобные объекты, не совсем выгодно. Однако у формата, в котором существует, в частности, «Экспресс», есть будущее». «Возможность размещения у таких магазинов гораздо выше, чем у магазинов большего формата (500-600 кв. м). В первую очередь, на первых этажах новых жилых комплексов. Еще одной особенностью успешного функционирования такой сети является точная сортировка продуктовой матрицы: для подобных магазинов нельзя делать универсальную историю, ассортимент должен рассчитываться исходя из конкретной локации и существующих в ней потребностей населения», — делится наблюдением эксперт.

Согласно данным на 30 сентября 2017 году под управлением X5 в России работали 170 магазинов «Перекресток-Экспресс». В отчете группы за 2016 год указывалось, что количество торговых точек подобного формата составляет 194 (в декабре 2015 года — 187).

X5 — один из крупнейших ритейлеров в России. Общее количество магазинов группы на конец сентября 2017 года достигло 11,326 тыс. Основной акционер — «Альфа-групп», которая владеет 47,86% акций компании. EBITDA X5 Retail по итогам 2016 года по МСФО увеличилась на 38,1% в годовом выражении — до 76,267 млрд рублей.

Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.